Против сноса исторического Дома Стройбюро категорически выступали и выступают областные власти. Однако городские чиновники, выходит так, поступили по-своему.
Пригнали экскаваторы и…
Такого финала стоило ждать. Дом Стройбюро, находящийся в подмосковном Королеве, все последние годы служит яблоком раздора. Для коммерческой застройки место это уж больно лакомое. А на историю, как у нас водится, плевать.
Когда-то это здание входило в комплекс Болшевской коммуны, где перевоспитывали бывших уголовников. Коммуну расформировали после массовых репрессий коммунаров.
По делу было арестовано до 400 коммунаров, расстрелян 71 человек, в том числе художник Василий Маслов, чьи росписи были полтора года назад найдены в доме во время разбора одного из завалов.
К нашему времени Дом Стройбюро представлял собой лишь оставшийся главный фасад. Но градозащитники, в том числе и Мария Миронова, не на жизнь, а на смерть боролись за то, чтобы сохранить его для будущих поколений и реставрировать.
«Я не знаю, что еще сказать, — в интервью «МК» добавила Мария Миронова сегодня. — Теперь там одни руины, груды кирпичей. Фрагментарно первый этаж сохранен. Но от уникальной росписи Маслова, скорее всего, ничего не осталось…»
Градозащитников на место уничтожения памятника архитектуры не пускают до сих пор. Сейчас территория закрыта. Забор, окружающий обломки, уже покрашен. В зеленый цвет.
В народе ходит и еще одна версия, объясняющая такой скорый и необъяснимый вандализм: вроде бы в Королев со дня на день должен приехать глава Правительства РФ Дмитрий Медведев на совещание по проблемам оборонного комплекса. И к его визиту хотели по-быстрому «зачистить» все городские проблемы, чтобы журналисты не задавали неудобных вопросов ни мэру Королева, ни тем более премьеру. А снос Дома Стройбюро — как раз и был одной из неразрешенных проблем в Королеве. «Может быть, это началось с проявления элементарного холопства, но в итоге уничтожение дома стало уголовным преступлением», — считают градозащитники.
Правда, у них еще остается надежда на то, что, когда завалы будут разобраны, удастся спасти хотя бы осколки стены с росписью.
К слову сказать, уничтожение этого памятника архитектуры было давним и планомерным. В 2013 году Дом Стройбюро даже горел — очевидно, пожар здесь возник тоже не случайно, но виновников пожара так тогда и не нашли.
В 2014 году, когда мэром города стал Александр Ходырев, бывший градоначальник Реутова, спор вокруг сноса Дома Стройбюро продолжился. И хотя министр культуры Подмосковья Олег Рожнов неоднократно выступал в защиту здания и делал все, чтобы внести его в реестр архитектурных памятников федерального значения, власти Королева делали все, чтобы этого не случилось.
На протяжении последних нескольких месяцев Ходырев и Рожнов делали взаимоисключающие заявления. Ходырев заявлял о том, что дом снесут, а Рожнов утверждал, что нет.
В феврале 2014 года между Министерством культуры, благотворительным фондом «Новый Иордан» и руководством города все-таки было заключено соглашение о намерениях по восстановлению Дома Стройбюро. После исторической реконструкции, как говорят, сюда должны были переехать воскресная школа, Музей Болшевской коммуны и коммерческий банк.
В ночь перед праздником, в 1.15, начались никем не разрешенные работы по сносу. Несмотря на заявление министра культуры Подмосковья Олега Рожнова: «Во вторник мы начнем работу по подготовке обращения в прокуратуру с целью согласования внеплановой проверки факта начала работ по сносу Дома Стройбюро, — заявил накануне министр культуры Подмосковья Олег Рожнов. — После согласования с прокуратурой представители Министерства культуры Московской области проведут проверку, и будет выдано предписание об остановке работ. Если за это время снос Дома Стройбюро будет осуществлен, мы подадим заявление в органы внутренних дел с просьбой возбудить уголовное дело по 243-й статье Уголовного кодекса России по факту уничтожения объекта культурного наследия».
«Мы требуем тщательного расследования и привлечения виновных к ответственности за это преступление по всей строгости закона, включая должностных лиц. Мы требуем правовой оценки бездействия правоохранительных органов Королева и снятия с должности тех сотрудников полиции, которые не пресекли преступление, совершаемое в течение почти суток и приведшее к утрате памятника архитектуры, а также исключительной по своей ценности монументальной живописи», — возмущены члены Общественной палаты.
Всего за несколько дней до своего сноса, 3 марта 2015 года, Дом Стройбюро по представлению министра культуры области все-таки был внесен в Реестр объектов культурного наследия РФ.
P.S. Прошедшие праздники оказались урожайными для разрушителей памятников культуры Подмосковья. Еще одно историческое здание пошло под нож бульдозера — и тоже на северо-востоке области: снесли бывшую почтово-ямскую станцию в Тарасовке Пушкинского района, построенную в первой трети XIX века.
— Мы начали бить тревогу еще несколько лет назад, как только стало известно, что здание планируется к сносу в связи со строительством дорожной развязки на трассе М8 «Холмогоры», и предлагали провести корректировку дорожно-строительных дорог, — рассказала «МК» Алла Громинова, председатель совета Пушкинского районного отделения ВООПИиК. — Это уникальное сооружение, единственное в своем роде, по крайней мере, на Ярославском шоссе. Почтовая станция в Тарасовке была первой на Архангелогородском почтовом тракте, который учредил еще Петр I. Здание почтовой станции — самое старое в Тарасовке. Поэтому мы предлагали создать там музей древнейшей транспортной магистрали России, а также экспозицию, рассказывающую об истории российской почты.
С 2009 года постройка официально числилась в списках зданий, имеющих признаки объекта культурного наследия. О том, что памятнику старины грозит снос, градозащитники Пушкинского района Подмосковья поставили в известность министра культуры России Мединского, губернатора Подмосковья Андрея Воробьева, директора «Почты России» и руководителя «Автодора», но оказалось, что все эти очень влиятельные люди бессильны остановить запланированный вандализм. В прошлую пятницу почтовую станцию снесли, хотя еще 3 марта минкульт Подмосковья направил официальное письмо в Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия» с просьбой остановить снос уникального памятника культуры.
По словам Аллы Громиновой, осталась последняя почтовая станция в Пушкинском районе Подмосковья, около села Братовщина, тоже в сильно разрушенном состоянии, но, может, хотя бы ее удастся спасти от исчезновения?