«Вот нужно нам, к примеру, проложить коммуникации на территории усадебного комплекса, — рассказывает Татьяна, представитель инвестора, на счету которого уже несколько подмосковных усадеб, взятых на реставрацию на условиях льготной аренды. — Раньше мы составляли проектную документацию, посылали ее в областной минкульт на согласование, там проверяли, вносили коррективы, и все — можно приступать к работе. А теперь бумажная волокита растягивается на месяцы. После 22 января, когда вступили поправки к закону, мы не можем ничего делать, пока не получим разрешение от специально лицензированных экспертов. На каждый чих нужно заключение экспертизы. Во-первых, это дополнительные траты — за каждую экспертизу приходится платить, во-вторых, теряем время. Ну ладно бы дело касалось реставрации самого памятника, но когда заключение экспертов приходится получать на то, чтобы канализацию провести, — это уж чересчур».
Перечень работ, на которые требуется заключение экспертов, действительно оказался слишком широк — от прокладки инженерных сетей и ремонта уже существующих коммуникаций до любых ландшафтных работ на территории памятника культурного наследия.
«Если раньше требовалось проведение историко-культурной экспертизы только проекта реставрации и приспособления, то сейчас экспертизы проводятся в том числе и на проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника», — рассказывает Алена Уласова, директор Центра правового обеспечения инвестиций в сохранение объектов культурного наследия (ASG).
То, что поправки в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не способствуют, а порой даже мешают работе по спасению исторического и культурного наследия, вынужден признать и министр культуры Подмосковья Олег Рожнов. По его мнению, до того как новый закон вступил в силу, целый ряд положений, включенных в него, должен был получить развитие в подзаконных актах, а они до сих пор не приняты. Вот и выходит: по-старому действовать уже нельзя, и по-новому не получается.
«В частности, у нас возникли серьезные осложнения с реализацией программы по сдаче в льготную аренду руинированных объектов культурного наследия, — говорит Рожнов. — За период с 2013 года в Подмосковье были сданы в аренду 16 усадеб. В этом году мы запланировали к передаче еще 29. Но работа после 22 января остановилась, так как мы не можем включить в конкурсную документацию для инвестора охранные обязательства, прежняя форма уже запрещена к использованию, а новая еще не разработана и не утверждена».
Путем консультаций с Минкультуры РФ Московская область нашла выход из сложившейся ситуации. Но это скорее вопреки, а не благодаря принятому закону. К тому же в законе вообще нет упоминания такой формы использования, как аренда, хотя для Подмосковья это основная форма спасения объектов культурного наследия, находящихся на грани полного разрушения.
Горячая дискуссия разгорелась вокруг еще одного положения закона — о сохранности вновь выявленных исторических памятников. Раньше если в ходе земляных или строительных работ на каком-то объекте вдруг обнаруживали артефакты, то все земляные работы срочно приостанавливали и там начинались археологические исследования. Сейчас по каждому земельному участку, подлежащему хозяйственному освоению, даже если это бывшее колхозное поле, где десятилетиями пахали и сеяли, теперь, чтобы возобновить севооборот, сначала необходимо провести государственную историко-культурную экспертизу. И только на основании проведенных археологических исследований, подтверждающих наличие или отсутствие объектов культурного наследия, выносится решение — можно там по-прежнему пахать или нет.