— Ирина Клавдиевна, сколько подопечных в регионе находится под патронажем соцзащиты?
— В Московской области действуют 177 учреждений социального обслуживания, услуги ежегодно оказываем более чем 250 тысячам граждан пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми и детям. Из них на дому — почти 55 тыс. граждан.
— Письма в «МК» показывают, что немало ваших «клиентов», людей пожилого возраста, жалуются на цены за получаемые услуги…
— Понимаю, о чем речь. Но дело в том, что размер оплаты за социальные услуги рассчитан так, чтобы не сильно обременять наших клиентов.
Согласно 442-му закону, разным группам населения, в зависимости от среднедушевого дохода, услуги оказываются как совершенно безвозмездно — если доход не превышает полуторакратный прожиточный минимум, — так и за 100-процентную оплату, в случае когда доход нашего подопечного более 3 минимальных размеров. В Подмосковье 1,5 прожиточного минимума для пенсионера — 10 096 рублей.
Вся подробная и актуальная информация есть на сайте нашего министерства. Повторю, что ежемесячная плата за предоставление социальных услуг рассчитывается на основе тарифов. И не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя соцуслуги и предельной величиной среднедушевого дохода.
К тому же в Подмосковье установлены дополнительные категории граждан, которые имеют право на бесплатные социальные услуги: одинокие инвалиды и граждане пожилого возраста из числа федеральных льготников. А также законные представители детей-инвалидов и женщины в кризисной ситуации.
— Извините, но справедливо ли брать деньги, пускай и небольшие, со стариков? Своей жизнью они заслужили более справедливого отношения со стороны государства!
— Вопрос цены и оплаты для пожилых людей всегда болезненный, но ведь и не все платят за социальные услуги! Большинство наших пенсионеров получают их бесплатно. Согласитесь, что семья со среднедушевым доходом менее 1,5-кратного прожиточного минимума нуждается в поддержке куда больше семьи, где такой доход превышает 3 прожиточных минимума!
Принцип адресного подхода использован и при перераспределении детских пособий. На ребенка до 1,5 года они выплачиваются из федерального бюджета. Региональные власти со своей стороны осуществляют дополнительные выплаты пособий малообеспеченным семьям на детей от 0 до 16 (18) лет. В нынешнем году мы усилили социальную поддержку только малообеспеченным семьям с детьми от 1,5 до 3 лет...
— Можно представить возмущение остальных родителей...
— Мы их прекрасно понимаем! Детям от 7 до 16 требуется больше разнообразных и качественных продуктов питания. Они быстро растут, им нужно чаще обновлять одежду и обувь. Понятно и то, что деньги в семье лишними не бывают.
Тем не менее дети от 1,5 до 3 лет острее нуждаются в поддержке государства! Детскими садиками эта возрастная категория не обеспечивается, на них можно претендовать только после трех лет. Значит, мамы по определению не могут работать, а как еще снискать хлеб насущный? У родителей, чьи дети от 7 до 16, ситуация немного проще. И школы, и продленки, и различные секции.
Все это к вопросу о социальной справедливости.
Средства, которыми мы располагаем, в первую очередь должны пойти самым нуждающимся. В этом и заключается специфика работы органов соцзащиты. В первую очередь поддерживать тех, кто без нашей помощи просто не обойдется. Если вернуться к пенсионерам — это прожиточный минимум, который в регионе составляет 7549 рублей с учетом социальной региональной доплаты.
— Кстати, на 2015 г. сколько вашему ведомству выделено из областной казны?
— По состоянию на сегодняшний день — 46 млрд рублей, ни на копейку меньше, чем в 2014-м. Хотя понимаете, что финансовая ситуация в стране и в мире непростая. Московская область — сложный хозяйственный механизм. Кроме социальной поддержки населения необходимо вкладывать средства в развитие сельского хозяйства, в промышленность, строительство дорог, транспорт, энергетику, другие сферы. Все это дает налоги в бюджет, которые в конечном итоге идут и на социальную поддержку.
Конечно, год-два можно все финансы направлять на «социалку», раздать получателям услуг. Но без развития промышленности в бюджете вообще не останется средств, мы не сможем оказывать социальную помощь, осуществлять выплаты.
Необходимо выстраивать работу, думая о завтрашнем дне.
— Ваши подопечные жалуются на скорость, с которой работают сотрудники соцзащиты. Пришел, дело сделал, ушел. Дешево и сердито. Ваш контингент, воспитанный на советских традициях, к такому не привык…
— С введением 442-го Федерального закона мы вынуждены реагировать на реалии жизни, она становится очень рациональной. Если раньше соцработник мог не только доставить продукты или лекарства на дом инвалиду, но и чайку с ним попить, поговорить по душам, то сейчас, в связи с увеличивающейся нагрузкой, это редкость.
Жизнь стала совсем другой в сравнении с советским периодом. Пожилые люди эту ломку воспринимают болезненно, у них в ментальности сохранились свои представления о том, что такое хорошо, что такое плохо. Мы не в силах остановить время, но в наших руках предоставить альтернативу гражданам. Можно и нужно «отводить душу», однако для этой цели в социальной службе работают психологи и социальные педагоги. Они всегда готовы к доброй беседе.
Есть очевидные реалии, мы обязаны в них «встраиваться», исполнять требования федерального законодательства. На местах ведется реорганизация служб, с целью повышения эффективности работы они объединяются в межмуниципальные комплексные центры. Активно занимаемся внедрением IT-технологий, то, что сегодня выполняют, скажем, три человека, завтра сможет делать один. Кто-то скажет, что это негуманно, но мы не можем, да нам никто и не позволит оставаться в стороне от прогресса.
Совсем скоро самым дорогим и дефицитным ресурсом станет время.
— Сотрудники соцзащиты говорят, что руководители на местах в буквальном смысле навязывают им оказание дополнительных платных услуг населению. Есть такие «перегибы»?
— Давайте проясним ситуацию. Не навязывают, а предлагают. Кому-то необходимо отмыть окна после «зимней спячки», в какой-то семье посидеть с лежачим больным… В минувшем году в бюджет области от предоставления дополнительных платных услуг поступило более 90 млн рублей. Они пошли на повышение зарплаты соцработникам.
По нормативным правовым актам нам рекомендовано вести предпринимательскую деятельность, 30% фонда оплаты труда зарабатывать за счет внутренних резервов. В 2015 г. зарплата соцработника в Московской области должна составить 68,5% от средней зарплаты в регионе. Где их зарабатывать, как не на дополнительных услугах населению?
Предлагаем новые формы работы: санаторий на дому; школы ухода; мобильные бригады. У нас действуют служба социального такси, пункты проката технических средств реабилитации...
Учтем и такой важный момент. В соответствии с 442-м законом социальные услуги населению сегодня разрешено оказывать коммерческим структурам. Нам предстоит нелегкая конкурентная борьба. Но у нас есть явное преимущество. Доверие к государству гораздо больше, чем к коммерческой организации, которая может лопнуть как мыльный пузырь. А государство — это бренд, гарантия.
Однако нельзя прятаться за брендом и ничего не предпринимать, в таком случае доверие будет потеряно. Поэтому мы серьезно относимся к повышению квалификации своих сотрудников, проводим областные семинары, разрабатываем специальные тесты.
Обучаем наших работников на курсах повышения квалификации, чтобы они шли в ногу со временем. Причем обучение ведется как в наших учреждениях, так и в сторонних образовательных центрах. Социальный работник также обязан обладать навыками первой доврачебной помощи, элементарными юридическими знаниями и т.д.
Само понятие соцработника сегодня несколько видоизменяется.
Но при всех рыночных механизмах мы должны оставаться людьми, это, конечно, главное. Нужно понимать, что нагрузка социального работника увеличилась многократно, к нему на помощь приходят психологи и социальные педагоги, которые всегда открыты для общения и работы с гражданами.