В Истринском районе некоммерческие партнерства начали двоиться в глазах

Время отнимать

Все счастливые дачные поселки похожи друг на друга, каждый несчастливый поселок несчастлив по-своему. В начале ноября 2012 года случилось рядовое на первый взгляд событие: некое дачное некоммерческое партнерство «Пересвет-ОС» в Истринском районе провело общее собрание для решения каких-то насущных нужд. Правда, объявлено оно было внеочередным, и вопросы обсуждало судьбоносные — в масштабах коттеджного поселка, разумеется. Присутствовавшие на нем граждане (как явствует из протокола, числом 18) действовали решительно: признали неудовлетворительной работу правления ДНП, выбрали новое, переизбрали председателя. Но и на этом революционно настроенные дачники не успокоились. Приняли новую редакцию устава, изменили юридический адрес партнерства, а в скором будущем и вовсе «слили» его путем объединения с другим ДНП. Ну что тут сенсационного? Смотрите фильм «Гараж». Как говорится, самые большие интриги в секции пинг-понга.

Время отнимать

Если бы не одна деталь: ни один из 18 присутствовавших граждан, голосовавших за новый устав и переизбиравших председателя, членом ДНП «Пересвет-ОС»… никогда не являлся! Более того: еще в начале того же, 2012 года те же самые люди обращались в Истринский городской суд с исками о принудительном принятии их в партнерство. И получили отказ. Во всех последующих судебных актах подчеркивалось: в соответствии с законом прерогатива принятия или непринятия новых членов в подобного рода партнерства принадлежит исключительно общему собранию. Ни суд, ни кто-либо другой не вправе подменить коллективное волеизъявление. Неужели, на уже в кавычках «собрании» «судьбоносные» решения принимали самозванцы?

Вы спросите: ну и что? Мало ли на свете чудаков! С тем же успехом они могли, например, объявить себя пленумом ЦК КПРФ или Священным Синодом! Надо ведь не только провозгласить такую чушь, но еще и убедить в этом внешний мир! Однако не спешите с выводами.

■ ■ ■

Оказывается, было или не было «собрание», настоящее-ненастоящее, никого не интересует. Главное — бумажка-протокол, а на нем печать. Пусть другая печать, может быть и поддельная, кому придет в голову сравнивать с настоящей? А дальше — прямая дорога в налоговую инспекцию с просьбой зарегистрировать смену власти — государственная машина сработает формально, как часы. Как говорится, и фамилию не спросят.

То есть фамилии-то в протоколе были, но только две из восемнадцати: председательствовал на собрании некто Колядин, секретарствовал какой-то Плякин. Возможно, что новым председателем ДНП «Пересвет-ОС» некоего Пергаменщикова выбрала именно эта «сладкая парочка». Ибо кто были остальные участники этой тайной (от настоящих членов ДНП!) вечери, осталось неизвестным. Можно предположить, что ими являлись те самые граждане, которые в начале 2012 г. просились в партнерство, но их туда не приняли, и суд им тоже отказал.

Ну вот, «собрание» проведено, печать оттиснута: на свет появился новый глава ДНП — тот самый Пергаменщиков. Но бежать в официальные органы ему пока рано, надо пройти еще одну небольшую формальность. Заявление в налоговую принимается только на специальном, утвержденном властями бланке, где предоставляемые сведения заверяются подписью председателя правления. А та, в свою очередь, удостоверяется нотариально.

Конечно, грамотного и опытного нотариуса на мякине не проведешь. Потребует присутствия предыдущего председателя или на худой конец — а уж полный комплект правоустанавливающих документов так обязательно: оригиналы Устава партнерства, свидетельств о регистрации и т.п. Поэтому, чтобы по-тихому провернуть такое дельце, найдите нотариуса, скажем мягко, не слишком требовательного.

Нашли: навстречу самопровозглашенной новой власти с легкостью пошла Лилия Энгельсовна Лобах, исполняющая обязанности одного из нотариусов г. Москвы. Судя по всему, добрая женщина и в дальнейшем не отказывала в просьбах свежеиспеченному «руководству» ДНП «Пересвет-ОС».

Теперь во всеоружии можно отправляться в налоговую инспекцию и регистрировать что хочешь. Помните старый анекдот про слесаря из СССР, которого по профсоюзной путевке занесло в Англию? Попав в частный игорный клуб, он быстро усвоил, что здесь не принято выкладывать карты на стол: если ты сказал, что у тебя «21», в аристократических кругах верят на слово. Вернувшись на родину с кучей денег, он с восторгом делился: «И тут мне поперло!»

В стандартном бланке заявления в налоговую инспекцию самый, собственно, важный пункт выглядит так: «Мною подтверждается, что изменения, вносимые в государственный реестр, соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, содержащиеся в заявлении сведения достоверны». Под этими строками стоит подпись: «Пергаменщиков Алексей Юрьевич». Она заверена нотариально. А чего еще надо, если здесь верят на слово? Поперло!

■ ■ ■

Правда, несколько позже, когда дискурс, как принято теперь выражаться, поменял вектор, цена этой разудалой легкости стремительно понизилась. Тот же Пергаменщиков А.Ю., будучи предварительно ознакомлен со статьей 51 Конституции РФ и получив разъяснения своих прав, по существу заданных ему вопросов в 13-м отделе 4-й ОРЧ ГУВД Москвы, показал следующее (орфография и пунктуация оригинала сохранены):

«Вопрос: Расскажите, как происходило заверение заявления на смену председателя ДНП «Пересвет-ОС» и у какого нотариуса?

Ответ: В ноябре 2012 г., точной даты я не помню, мне позвонил неизвестный мужчина и сказал, что мне необходимо подъехать на улицу Поварская в городе Москве, номер дома я не помню, какой именно нотариус я не помню, я подъехал к назначенному времени. Находясь в помещении нотариальной конторы мне на мобильный телефон позвонил мужчина и сказал, что он сейчас подъедет с необходимыми документами. После чего приехал молодой человек, передал мне ряд документов, какие именно я не помню. Далее я зашел к нотариусу, им была женщина (ну хоть что-то запомнил! — Авт.), где передал переданные мне молодым человеком документы, после чего сказал, что мне необходимо перерегистрировать ДНП по новому адресу, где я избран председателем правления…Через некоторое время меня пригласили к нотариусу, где я расписался в каком-то заявлении, а так же иных документах. Через некоторое время нотариус передал пакет документов, каких именно я не смотрел. Впоследствии данный пакет я снова передал указанному выше молодому человеку, документы находились в синей папке…»

Нужны ли здесь комментарии? Нужны. Как мне кажется, мы с вами сейчас осваиваем науку похищать. Если соберетесь умыкнуть некоммерческое предприятие, следуйте проторенным курсом Остапа Бендера. Найдите для начала «зиц-председателя Фунта», он подпишет любые, хоть бы и фальшивые, документы о полной законности смены власти в ДНП. Случись чего, отвечать за фальшивку будет Фунт-Пергаменщиков, а вы потом можете, уже не таясь, выходить на арену, что называется, во всем белом и в замше. Цитируем далее:

«Вопрос: Переданный молодому человеку пакет документов находящихся в синей папке вы впоследствии видели, если да, то где?

Ответ: Данную папку с документами я видел, но точно не помню при каких обстоятельствах и где, возможно у нового председателя ДНП «Пересвет-ОС» Колядина А.В.».

А это, наверно, и есть наш главный герой. Если помните, именно он председательствовал на том первом «судьбоносном собрании» в ноябре 2012 года, упорно рвался в члены партнерства и даже через суд в том же году. И, можно предположить, был истинным режиссером разыгранного, как по нотам, представления. В архивах налоговых инспекций по каким-то странным причинам не оказалось протоколов о повторном переизбрании еще одного председателя — Колядина вместо Пергаменщикова. Просто спустя месяц (!) уже не Пергаменщиков, а Колядин стал ставить свою подпись под документами ДНП.

Пример — запрос в МИФНС №46 по г. Москве от 12 декабря 2012 года: «Дачное некоммерческое партнерство «Пересвет-ОС» в лице председателя правления Колядина Александра Вячеславовича в связи с утерей просит выдать свидетельство о государственной регистрации юридического лица в налоговом органе». Все так же простенько, без лишней публичности запрашиваются копии «утерянных» документов, которых у них сроду не было и оригиналы которых находятся в распоряжении ничего не подозревающего настоящего руководства ДНП!

Мы понимаем: в налоговых инспекциях несметное количество посетителей, огромный бумажный поток, где уж тут детально вникать в обстоятельства каждого ДНП. Запрос был удовлетворен.

■ ■ ■

Вот мы с вами и прошли «Курс молодого бойца» по отъему некоммерческой организации. Остается добавить, что, как всякая война, эта тоже имеет экономические причины. Не само по себе нужно Колядину со товарищи ДНП «Пересвет-ОС». Похоже, нужна его собственность. Земля и постройки на ней, иными словами — инфраструктура, которой можно управлять и с которой можно стричь купоны. Однако действительные члены партнерства, в том числе те, что были его учредителями аж в далеком 2002 г., за счет которых эта собственность и была создана, предприняли некоторые защитные меры к тому, чтобы обезопасить свое имущество. Перевели его на доверенных лиц, в основном членов своего же партнерства. Конечно, инфраструктура из поселка никуда не делась, все коммуникации продолжали исправно работать, жители никаких перемен не заметили. А вот задача атакующей стороны усложнилась: мало «отжать» «Пересвет-ОС», требовалось вернуть в него то, ради чего все затевалось.

Снова от имени какого-то гражданина, объявившего себя «членом», уже в Замоскворецкий суд Москвы (по месту новой регистрации украденного) подали иск к «Пересвет-ОС» о признании недействительными решений его общих собраний об отчуждении собственности, тех самых коммуникаций. То есть, украв организацию и получив над ней формальный контроль, жадные до чужого добра граждане по сути подали иск к самим себе! Но потерпели в суде фиаско.

А тут еще «проснулись», наконец, настоящие члены ДНП «Пересвет-ОС», подали иски в Истринский городской суд против самозванцев. Суд запросил все материалы из налоговых органов, изучил их, убедился во всем том, что мы с вами сейчас тоже знаем, и вынес решение о полной незаконности лжесобраний. А также последовавших за ними внесений изменений в органы государственной регистрации. Пусть и ушло на описанные выше мытарства без малого три года, но все-таки справедливость восторжествовала. Есть правда на земле!

Или нет?

■ ■ ■

Судите сами. 22 декабря 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда вынесла определение: решение Истринского суда отменить. По образному выражению, получается, оставить украденное укравшим. И казавшаяся бурей в стакане воды история начала приобретать уже по-настоящему судьбоносный характер.

Помните, мы шутили насчет того, что эти странные люди могли бы с тем же успехом объявить себя хоть пленумом ЦК КПРФ, хоть Священным Синодом? Так вот, шутки кончились. Есть такое понятие — сложившаяся судебная практика. Кто и при каких обстоятельствах ее складывал – отдельный вопрос. Но именно на нее ориентируются юристы при рассмотрении аналогичных по содержанию дел, даже при иных обстоятельствах и с участием других лиц. И отныне создан весьма опасный прецедент, чреватый непредсказуемыми последствиями. Ведь в некоммерческих объединениях есть необходимость отнюдь не только у дачников, садоводов да огородников. Наша жизнь буквально пронизана «некоммерческими» отношениями. Это и ассоциации, и союзы, и благотворительные фонды, товарищества собственников жилья (ТСЖ), потребкооперативы и даже профсоюзы. Освященный таким решением коллегии Московского областного суда путь открывает широчайшие перспективы для разного рода махинаторов, не говоря уже об аферистах и иже с ними. Подделал печать, состряпал протокол, перерегистрировал организацию в налоговой, еще лучше по другому адресу — ищи потом ветра в поле!

Но вернемся к нашим… делам. Вы знаете, с чего начал «новый председатель» Колядин? Отправился в банк, где у ДНП «Пересвет-ОС» (у того, настоящего) лежали деньги, и потребовал перевести их на другой, указанный им счет. Понятно, что от денег, а тем более от чужих, никто не откажется.

Ничто не ново под луною, и описанная нами история тоже не уникальна: если приглядеться повнимательней, это смахивает на одну из классических схем рейдерства в самом примитивном, легко доказуемом варианте. Уникальность ей придают не ноу-хау колядиных-плякиных, а реакция, вернее, ее отсутствие, правоохранителей. Мы специально не отклонялись от основного сюжета, но теперь пришла пора хотя бы коротко изложить события, остававшиеся за рамками судебных прений.

23 февраля 2013 года поселок был захвачен физически, прогнали прежнюю охрану, а председателя правления, немолодого человека, вышвырнули из помещения — в редакции имеется видеозапись. Вызванная на место полиция, что называется, умыла руки: так как серьезных телесных повреждений никто не получил, разбирайтесь сами, это, мол, «вопрос гражданско-правовых отношений».

Впоследствии эта формулировка будет сопровождать потерпевших всюду, как прикованное к ногам ядро. По приказу Колядина всех «бывших» членов и даже их представителей перестали пускать за шлагбаум поселка. Новые попытки привлечь полицию оканчивались одинаково. «Вот же у нас на руках свидетельства о собственности на строения и землю, заставьте захватчиков хотя бы пропустить нас к ним!» Не могут, не в их власти. Идите… в суд, там разберутся.

Заявления в Истринское УВД результатов тоже не дали. Несколько томов доследственной проверки, демонстрирующих доказательства захвата, лежат мертвым грузом. Была, правда, попытка перепихнуть дело в Истринский отдел Следственного комитета РФ: пусть возбуждают дело по статье 173.1. УК «Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица». Но СК вернул материалы в УВД под тем соусом, что нет практики расследования по этой статье, пусть полиция возбуждает по 159-й, за хищение. Все ждут окончательного решения суда. Вот и дождались…

■ ■ ■

Не будем гадать, как случилось, что члены коллегии Мособлсуда, думается, опытные юристы, не увидели очевидных фактов. В общем виде ответ на этот вопрос сформулирован давно: или ты слеп, или… Выбирай, что больше понравится. Не потому ли российский образ Фемиды, многочисленные статуэтки которой есть на столе чуть ли не каждого судьи, нередко предстает без повязки на глазах, символизирующей ее беспристрастность? Но нас сейчас больше интересует открывающаяся за этой историей широкая общественная картина.

Не вызывает сомнений, что в области защиты прав участников некоммерческих организаций существуют серьезные изъяны. В действующих нормах заложена принципиальная ненадежность государственной регистрации НКО, созданы возможности для злоупотреблений. Хотя именно сейчас, в период острого экономического кризиса, огромные надежды возлагаются на развитие деловой инициативы граждан страны. Которым в первую голову необходимо доверие и еще раз доверие к правоохранительным органам, к суду, уверенность в том, что их попранные права есть кому защитить.

Есть ли? Вот в чем вопрос.

Редакция «МК» просит считать этот очерк официальным обращением к председателю Верховного суда РФ Вячеславу Лебедеву, Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26740 от 12 февраля 2015

Заголовок в газете: Время отнимать

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру