«Ежедневно мы видим по телевизору и в прессе сообщения о том, как торговые сети пытаются реагировать на ситуацию на рынке — проводят «акции» с целью сдерживания роста цен, но все ли в этом плане сделано? Может, стоит обратиться к помощи маркетинговых механизмов, к мировому опыту», — обратился к представителям торговли министр потребительского рынка и услуг Владимир Посаженников.
Чиновник предложил вспомнить о таких акциях, как фиксация цен на социальные группы товаров, заморозка цен на ключевые позиции, снижение цен в определенные часы и прочее.
«Кроме того, надо все-таки проработать вопрос предоставления скидки по социальной карте в Московской области по определенным социально значимым группам товаров. Мы уже обсуждали этот вопрос с вами раньше на одной из встреч. Технологически у нас все готово. Теперь ваш ход», — подчеркнул Посаженников.
Он также напомнил сетям, что еще в апреле-сентябре прошлого года была введена такая практика: в случае повышения отпускной стоимости товаров со стороны поставщиков более чем на 5% торговые представители сигнализировали в министерство о росте цен. Потом, видимо, после обвала рубля, цены рванули вверх с такой скоростью, что сигнализировать можно было круглые сутки. Но сейчас правительство просит сети вернуться к этой практике. С теми, кто задирает цены на продовольствие, будет разбираться ФАС. А с магазинами ведет работу прокуратура.
Так, с начала 2015 года Мособлпрокуратура возбудила в Подмосковье 23 административных дела о завышении цен на продовольствие. И объявила 75 предупреждений о недопустимости нарушений закона. Всего было проверено порядка 90 магазинов, то есть «отличился» почти каждый проинспектированный магазин. Владимир Посаженников признал, что в ходе проверок выявлены случаи повышения потребительских цен от 9 до 23%.
По данным Мособлстата, больше всего выросли цены на сахар-песок — на 18,2%, его средняя цена составляет 55 руб., на 11,5% подорожал рис, на 7,8% — пшено, на 7,2% — масло подсолнечное. Наименьшее повышение цен отмечено на творог — на 0,6%, свинину бескостную — на 0,9%, молоко, сардельки и сосиски — на 1,1%.
Овощи подорожали на 9,2–31,5%, при этом на 30% и более подорожали лук и помидоры, а цены на огурцы свежие, картофель, морковь и капусту с начала года выросли более чем на 20%.
На совещании также обсудили то, как помочь местным производителям — фермерам и хлебопекарям. Для первых торговые сети должны создавать специальные фермерские уголки. В отношении вторых — более ответственно составлять заказ продукции. Сейчас существует практика, когда убытки за весь непроданный хлеб несет поставщик, для маленьких хлебопекарен это разорительно. В то время как магазины никакой ответственности за неправильно составленный заказ не несут.
Впрочем, на совещании обсуждали не только цены на продукты. Правительство взамен на лояльную позицию в вопросе цен обещало оказать всяческую поддержку в решении насущных проблем предприятий торговли. Для защиты маленьких несетевых магазинов от разорения правительство разрабатывает специальную антикризисную программу поддержки. А крупному ритейлу обещали оформлять землю и разрешение на строительство новых объектов в ускоренном темпе.