В Подмосковье оправданы полицейские, подозревавшиеся в убийстве

На то, чтобы доказать очевидное — свою непричастность к делу — стражи порядка потратили два года

Жизнь следователя — не сахар. Бывает, отделяет тебя от повышения одно-два дела, уже пробуешь на вкус как звучит очередная должность, и представляешь новое кресло в новом кабинете, а тут — раз тебе! - а подозреваемые совсем не те, не виновны и все тут. И тогда, пусть хоть они сами представители закона, нужно закручивать гайки и пропихивать дело в суд, иначе призрачное повышение уйдет! К нам частенько попадали истории, в которых стражи порядка фабриковали уголовные дела в угоду «палочной системе», но в этот раз они сами стали ее жертвой. Полицейским пришлось самостоятельно расследовать уголовное дело, сшитое белыми нитками против них самих. На то, чтобы добиться справедливости, ушло почти два года.

На то, чтобы доказать очевидное — свою непричастность к делу — стражи порядка потратили два года

История берет начало 21 октября 2012 года в Щелковском районе Подмосковья. Там две машины не поделили дорогу, и водители остановились выяснить кто же прав. Спортивные ребята из KIA Sportage-2 избили пассажиров Wolksvagen Golf и скрылись, а пострадавшие — Анатолий Жигуло и супружеская пара Суховеевых, Елена и Анатолий оказались в больнице. Через пару недель Жигуло скончались. Тогда за дело взялись сотрудники местного отдела Следственного комитета и принялись допрашивать Суховеевых.

К несчастью, супруги не запомнили толком машину обидчиков и вместо «Sportage-2» назвали «Sorento». И так уж совпало, что на выходе из здания СК на парковке они увидели серый «Sorento». К машине в этот момент подошел водитель, пристально посмотрел на Суховеевых, а затем уехал. Супруги на всякий случай тут же рассказали об этом следователю. А еще им показалось, что водитель был похож на одного из обидчиков. Очень быстро выяснилось, что похожая машина (номер авто супруги не запомнили) принадлежит Александру Ширяеву, оперу из отдела экономической безопасности и противодействия коррупции МУ МВД России «Щелковское». Коллеги Ширяева, сотрудники того же отдела Александр Троицкий и Илья Цуцков, попытались объяснить следователю, что он не мог быть причастен к инциденту на дороге, так как они тот вечер провели вместе с друзьями в баре. Следователь вроде бы принял информацию к сведению. Но прошла пара недель с этого момента и троим оперуполномоченным стало известно через третьи руки, что они оказались в статусе подозреваемых по этому дел.

Полицейские сами явились в отдел СК и дали показания. Затем их снова вызвали - уже на опознание, на котором двоих из трех полицейских не опознают, а вместо них указывают на статистов. Третьего, Цуцкова, опознали, указав, что он сидел за рулем.

Илья Цуцков.

А на следующий день Суховеевы вдруг изменили показания. Они заявили, что на опознании побоялись указать на полицейских, а сегодня уже уверены на 100 процентов, что это были именно они. Все трое были задержаны, хотя их алиби, в общем-то, не вызывало сомнений. Во-первых, это знакомые, с которыми они находились в тот вечер в баре, около 10 человек. Камеры видеонаблюдения, биллинг телефонов, показания сотрудников заведения в этом случае тоже свидетельствовали в пользу стражей порядка. Во-вторых, машина «KIA Sorento» Ширяева, на которой якобы «играли в стритрейсеров» полицейские, больше месяца находилась на ремонте и в день избиения Суховеевых никак не могла быть на ходу. Казалось бы, этого более чем достаточно, чтобы искать настоящих преступников, но следователи закрыли глаза на все доказательства. Были проведены обыски по месту работы полицейских — любопытно, что они хотели найти? Чистосердечное признание в ящике стола разве что? Сыщики хотели еще и обыскать квартиры полицейских, суд отказал им, сославшись на то, что это явный перебор — влезать в чужие квартиры при том, что нет хоть каких-либо внятных доказательств их вины. Ни один из указанных полицейскими свидетелей не был проверен, детализация номеров и биллинг не сделаны, сотрудники автосервиса и бара не допрошены. Зато полицейским предъявили обвинение.

Александр Троицкий.

Мы сами попросили тех из свидетелей, у кого есть свободное время, приехать в отдел и дать показания — рассказать где же мы были в тот день, - вспоминает Александр Троицкий. - Они 8 часов простояли у проходной Щелковского отдела СК, их не впустили. Мы поняли, что дана команда — «закрыть» нас любой ценой. Нас хотели засадить в изолятор на время расследования, но к счастью суд и прокуратура, оценив «доказательную базу», не поддержали ходатайство об аресте, и мы остались под подпиской о невыезде. Дальше нам пришлось самим расхлебывать это дело — мы с помощью адвокатского запроса официально изъяли записи с камер видеонаблюдения за 100 и за 500 метров до места происшествия. На них четко видно, что у преступников машина KIA Sportage-2. Эти видеозаписи доказывают, что следствие неправильно опознало машину преступников и пошло по ложному следу. Мы добились приобщения к делу этих видеозаписей. Думаете, этого достаточно, чтобы доказать нашу невиновность? Нет. Следствие, зная что настоящие преступники на свободе, продолжало «продавливать» наше дело в суд.

Александр Ширяев

В таких случаях время играет на стороне следователя. Можно, например, написать, что дело в связи со сложностью и резонансом нужно направить наверх, в областной главк. Там другой следователь кладет это дело на стол, разгребая собственные завалы, доходит до него, листает и недоумевает — какая тут к черту сложность? Машина не та, свидетели не допрошены, ничего не сделано, в деле только показания потерпевших. «Вернуть обратно! Пусть сами со своим бардаком разбираются». И папка снова оказывается в Щелковском отделе, но на это ушел месяц. С января по октябр 2013 года дело кочевало между тремя следователями — Сараев, Филиппов, Кравцов, также руку к нему приложили руководитель отдела Сарафанов и его зам Карпов и все тот же Кравцов, который направлял дело в суд. Никто в дело ничего нового и не внес. Вместо допроса реальных свидетелей допрашивали родителей полицейских, причем основные вопросы — занимаются ли их дети боевыми искусствами. Они любят лыжи, футбол, подводную охоту, но это не устраивает следователей. Интересно, что в Мытищах в это же время были задержаны настоящие преступники, ребята на KIA Sportage-2. Опер, который их «вел», узнал, что они могут быть причастны к потасовке в Щелково, проверил маршрут передвижения машины, допросил их и выяснил, что это именно они были 22 октября на Заречной улице, именно они устроили гонку с «Гольфом». Справку об этом он отправил Щелковским следователям, но те ее проигнорировали и попытались отправить дело в суд. Больше чем два месяца СК воюет с прокуратурой, которая не хочет это дело пропускать.

Тут наконец-то возымели результат все жалобы на Щелковский следственный отдел, главк снова обратил внимание на беспорядок в нем. Дело забрали «наверх».

- 24 февраля 2014 года данное уголовное дело было изъято из производства районного следственного отдела и передано для дальнейшего расследования в первое управление по расследованию особо важных дел, - пояснила старший помощник руководителя ГСУ СКР по области Ольга Врадий.

Следователь Лезнов провел видеоэкспертизу, результат которой был приобщен к делу — преступники передвигались на машине KIA Sportage-2, а не на KIA Sorento, которая была у Ширяева. После были проверены данные о посиделке в баре в момент «разборки», это тоже добавлено в материалы. Параллельно установлено, что в Щелковском отделе царит неорганизованность и волокита, постоянные нарушения уголовно-процессуального законодательства. И по этому поводу наконец-то ведется проверка. 28 сентября полицейские получили наконец-то постановление о прекращении уголовного преследования, то есть свидетельство того, что они непричастны к данному преступлению. По причинению тяжкого вреда здоровью задержаны и уже дали показания настоящие преступники, их пять человек — семья Бобровских и два их товарища, некоторые ранее судимы.

- Сейчас мы подали иски о восстановлении на работе и возмещении материального и морального вреда, - подытожил Троицкий. - За это время нас дважды увольняли — сначала 7 декабря, потом через суд мы восстановились на работе в середине февраля 2013 года, а в начале июля того же года нас опять уволили. В имущественный вред мы впишем и все наши траты на адвокатов, ведь доказать свою невиновность в таких условиях выходит недешево.

Казалось бы, справедливость восторжествовала. Или еще должна восторжествовать? Следователи Сараев, Филиппов, Карпов были повышены и теперь работают в аппарате ГСУ СКР по области. Может в этом и кроется мотив — полицейских сделали обвиняемыми из-за неверно опознанной машины, а обратный ход делу давать не хотелось. Ведь крупное дело против полицейских — шанс сделать широкий шаг по карьерной лестнице. Какой будет результат проверки? Им просто погрозят пальцем и оставят в покое? Или же о доверии к ним не может быть и речи? «МК» обещает вернуться к этой теме после результатов проверки.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26687 от 1 декабря 2014

Заголовок в газете: Полицию замели, дело шьют

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру