Авиареставраторы призывают спасти уникальную машину для истории

Открытая рана «летающего крана»

Спасать от разрушения и исчезновения уникальные объекты нашей истории приходится не только защитникам архитектурных шедевров. Буквально на днях в редакцию обратились члены авиационного клуба «Альбатрос Аэро» и одноименной общественной организации с просьбой о помощи. На территории бывшего НИИ имени Валентины Гризодубовой практически погибает редчайший Ми-10К — военно-транспортный вертолет, известный в мире как «летающий кран».

Открытая рана «летающего крана»
Фото: Игорь Колоколов

50 лет назад появление вертолетов Ми-6 и Ми-10 на Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже произвело фурор — эти машины, а также антоновский сверхтяжеловес Ан-22 стали звездами. Однако прошли годы, и, как и многие другие виды техники, которой по праву гордился СССР, они стали никому не нужными — и память об их существовании постепенно исчезает.

Из 44 произведенных в 1964–1977 гг. различных модификаций Ми-10 к нашему времени, по разным данным, сохранилось всего 5 машин. Одна из них — стоит в Солнцеве.

Вертолет скорее всего будет распилен на металлолом, говорят члены клуба.

— Это легендарная машина, и есть желание ее спасти, — рассказывает один из местных авиаволонтеров, Максим. — Знаю, что «милевцы» хотели ее себе забрать на завод, в музей, который находится в подмосковных Люберцах. Еще есть энтузиасты, которые хотят ее сохранить, чтобы она стояла в музее, — это часть авиационной истории нашей страны. На Западе есть вертолеты и самолеты, которым гораздо большее количество лет, но они выступают раз в год как летающие легенды. А у нас такой техники единицы. Но это никого не волнует, проще распилить на металл и продать.

По мнению Дмитрия Осминского, выпускника МАИ, рыночная цена машины без ее исторической стоимости равна цене авиационного металлолома — 1,5–2 тыс. долларов США за тонну. Историческая же ценность, по словам Осминского, огромна: «У нас сейчас сложилась ситуация, когда с 90-х годов практически потеряна школа проектирования. У современных конструкторов отсутствует практика работы с металлом. И эти летательные аппараты, на базе которых могут учиться студенты, могут служить примером. Мы такую работу ведем в Монине. И это только одна из причин, почему этот летательный аппарат надо сохранить».

Другая причина в том, что над созданием вертолета работали десятки тысяч людей. «Фактически уничтожая эту технику, мы просто забудем, чем эти люди занимались. И вполне возможна ситуация, когда подрастающее поколение задастся вопросом: что делали живущие в те годы люди?» — говорит Осминский.

Даже если получится спасти вертолет-кран от неминуемого распила, он может банально разрушиться. «Любой летательный аппарат должен летать», — убежден Дмитрий. Но если техника стоит, то нужны специальные работы для того, чтобы она не разрушалась. И такая же ситуация будет с Ми-10К, которому нужно финансирование для поддержания его на консервации.

У большинства авиационных предприятий и КБ, по мнению Осминского, «нет понимания того, как использовать старую авиатехнику». В качестве примера он рассказал о попытке утилизировать в прошлом году в Жуковском самолет «ВМ-Т Атлант», перевозивший на себе части «Бурана» и ракеты «Энергия». Причина распила на металл простая — огромный самолет с размахом крыльев 53 метра, длиной 54 метра и высотой 12 метров занимает слишком много места на аэродроме.

Энтузиастам удалось отстоять Ту-155 — единственный в мире летавший на водородном топливе самолет, — его хотели отдать киностудии для съемок фильма «Экипаж-2». «Его хотели сжечь на съемочной площадке. И такое сплошь и рядом», — рассказывает Осминский.

По словам Дмитрия, работы в монинском авиационном музее военно-воздушных сил России, где и родилось волонтерское движение авиаторов, непочатый край — «90–95% монинской авиаколлекции требуют серьезной реставрации» — отпечаток разгульных 90-х годов, когда экспонаты свободно грабили вандалы. В качестве примера г-н Осминский рассказал о 9-летней работе волонтеров по восстановлению пассажирского салона советского сверхзвукового лайнера Ту-144, которая была полностью выполнена на средства волонтеров. Помощь государства на восстановление самолета была лишь однажды — в прошлом году был получен грант губернатора Подмосковья на покраску самолета.

Восстановлены два среднемагистральных самолета Ил-14, один из которых после 20 лет прикола, 4 лет реставрационных работ покинул полгода назад практически незамеченным Тушинский аэродром. Сейчас самолет находится на подмосковном аэродроме и безуспешно пытается получить документы - оказывается, в России невозможно официально сертифицировать производившийся серийно двухмоторный самолет, поскольку в правилах регистрации нет понятия исторического воздушного судна. Однако, по словам энтузиастов, самолет надо было спасать - на месте Тушинского аэродрома сейчас одна большая стройка и места для взлетной полосы можно было не найти.

Сейчас в мире летающих Ил-14 всего 4 экземпляра — и все в России. Плюс еще один борт отреставрирован в Венгрии, но поднимать его в воздух пока не планируют.

Кроме пары Ил-14 в активе клуба "Альбатрос Аеро" есть реактивные Л-29, МиГ-23, МиГ-25, вертолеты и летающий Як-40. «Наша задача — это создание музея летающих раритетов, — рассказал Дмитрий Осминский. — Для этих целей мы собираем все, что может летать, восстанавливаем до летного состояния и стараемся поддерживать в состоянии летной годности».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26666 от 6 ноября 2014

Заголовок в газете: Открытая рана «летающего крана»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру