Чего больше всего боятся коммунальщики?

Александр КОГАН, глава Госжилинспекции Подмосковья: «Больше, чем штрафов, управляющие компании страшатся раскрыть информацию, за что берут деньги с жителей»

Во всех соцопросах проблемы ЖКХ занимают лидирующие позиции. Люди хотят не просто иметь крышу над головой, но чтобы она еще и не текла. Чтобы отопление включалось с наступлением холодов, а во дворах было красиво, чисто и безопасно. Но, как на грех, жилой фонд в Подмосковье по большей части ветхий, инженерные сети изношенные, управляющие компании работают через пень-колоду. Налицо конфликт интересов. О том, как он решается на территории Подмосковья, «МК» рассказал Александр КОГАН, руководитель Госжилинспекции Московской области.

Александр КОГАН, глава Госжилинспекции Подмосковья: «Больше, чем штрафов, управляющие компании страшатся раскрыть информацию, за что берут деньги с жителей»

— Год назад, заступая на эту должность, вы пообещали, что Госжилинспекция станет своего рода прокуратурой в сфере ЖКХ. Ну и как, многих вам удалось вывести за это время на чистую воду?

— Из 743 управляющих компаний, которые работали в области год назад, сейчас осталось 716.

— Что стало с выбывшими — посадили или сами ушли?

— Кого-то дисквалифицировали, кто-то сел, некоторые сами ушли. Надеюсь, что большинство поняло, наконец, что хитрить и работать абы как Московская область не позволит. Многие точки над «i» расставил рейтинг управляющих компаний, который мы сделали абсолютно доступным для граждан. Героев теперь знают в лицо.

— Правда ли, что некоторые компании набирают долги, банкротятся и потом вновь открываются под другим названием?

— Были такие попытки, но мы эту практику прекратили. Одна компания в Сергиевом Посаде накопила долгов за ресурсы на 300 млн рублей, сейчас идет следствие в отношении директора и его зама, но долги повисли на бюджете. Такое впредь не должно повторяться.

— Из основного что удалось изменить, реорганизовать за первый год в этом кресле?

— Немало. Завершилась реформа самой Госжилинспекции, изменились подходы к работе. Но губернатор Московской области Андрей Воробьев неоднократно говорил о том, что едва ли не самое важное — наладить диалог управляющих компаний и жителей. В этом году мы начали проводить «Школу собственника»: по выходным ездим по городам Подмосковья и консультируем людей об их правах в сфере ЖКХ, с понятными брошюрами, инструкциями, даже конкурсами и призами. Запустили наши группы в социальных сетях, «горячую линию» Госжилинспекции. Начали традицию проведения дня открытых дверей в управляющих компаниях: каждую третью субботу марта и октября. 18 октября акция пройдет уже второй раз. Граждане смогут получить ответы на самые злободневные вопросы непосредственно от тех, кто обязан их решать.

— Ваше мнение, в чем все-таки корень всех проблем в сфере ЖКХ?

— А кто вам сказал, что он один? Первая причина — сфера ЖКХ сейчас крайне нерентабельный бизнес. В Подмосковье большое количество аварийных и ветхих домов, старых котельных, которые потребляют огромное количество энергоресурсов, голые трубопроводы теряют тепла больше, чем поставляют к домам. Чтобы модернизировать всю эту разруху, нужны огромные инвестиции, нужно корректировать тарифы, сейчас они едва покрывают затраты управляющих компаний на текущее обслуживание домов. Надо расселять «аварийку» и ветхий фонд, потому что их ремонтировать бесполезно — все равно что деньги в топку бросать. Вторая причина — у наших управляющих компаний очень низкая производительность и эффективность труда. Одним не хватает элементарной профессиональной грамотности, других подавила безысходность ситуации, кое-как концы с концами сводят — и ладно, а есть еще просто мошенники — они хитрят, ловчат, плодят долги, потом банкротятся и тут же открывают новую фирму. Для них такое катастрофическое положение дел только на руку. Третье — жители очень инертны, особенно когда дело касается их личного участия в делах их многоквартирного дома. Вот вы часто ходите на собрания жильцов?

— Никогда.

— И напрасно, потому что без жителей кардинальные изменения в системе ЖКХ невозможны. У нас всего 24 процента домов имеют такой важный орган, как совет дома. Например, сейчас повсеместно идет установка домовых узлов учета — там, где их не установят, жильцы с 1 января 2015 года будут платить на 10 процентов больше за потребляемые ресурсы (воду, свет, газ, тепло), и нормативы на потребление будут расти на 10% каждые полгода, это решение федерального правительства. Стоит общедомовой узел учета от 400 тыс. руб. до миллиона. Решение, устанавливать его или нет, должны принимать жильцы дома. Управляющая компания рассылает жителям приглашения на собрание, а они не идут. Если даже придут несколько пенсионеров, кворума все равно нет, и решение принять не могут.

— Что делают УК?

— Одни — ничего. И тогда счета жильцов этих домов за тепло, свет, воду с Нового года существенно вырастут, а другие компании устанавливают узлы учета без всяких собраний, а счет за их установку делят на всех жильцов. И опять скандал: жильцы не понимают, за что с них сняли по 1,5–2 тыс. рублей, что это за узлы такие и зачем они нужны.

— Какой же выход?

— Нужно уметь убеждать людей, работать с жителями каждый день.

— Это долго...

— Вот и сотрудники управляющих компаний, наверное, так думают, а в результате жители пишут жалобы, скандалят, а мы штрафуем УК. Самая большая беда системы ЖКХ — это не изношенные сети и текущие крыши, и даже не хроническая нехватка денег и людей. Коммунальщики не умеют и не очень хотят коммуницировать с населением. Умение общаться с людьми — это уже не бизнес, а социальная политика. Нужно войти в каждую квартиру, выслушать граждан, у которых проблемы. Пенсионерам помочь разобраться с новой схемой оплаты по приборам учета. Нужна квалифицированная диспетчерская служба. Это целый пласт работы — он требует отдельного образования.

— Почему тогда в одних муниципалитетах дела с «коммуналкой» обстоят терпимо, в других хуже, а в третьих вообще караул?

— Как раз поэтому. Очень мало управляющих компаний, которые видят в этом успешный бизнес. Фанатов — единицы, большинство не собирается ничего менять в системе, они просто сидят на потоке клиентских платежей. Пьют из этого ручейка и хорошие, и плохие. Но одни его все время стараются прочищать, облагораживать, а другие сделали глоток — и довольны.

— Много за этот год работы Госжилинспекция выявила криминальных структур, которые переводили платежи жителей со своих счетов в офшоры?

— Таких в этом бизнесе на самом деле единицы. Чтобы использовать многоходовые схемы, надо быть слишком изощренным в финансовых махинациях, а среди УК нет таких криминальных гениев, там прямолинейно воруют. Хотя иногда попадаются особые случаи. Например, была одна управляющая компания — она с жителей плату брала за... электроснабжение светофоров, за освещение между жилыми кварталами, за уборку улиц.

— Креативный подход!

— Не то слово. Мы говорим: верните людям деньги, при чем тут уборка улиц и светофоры, это муниципальная земля, а они ни в какую. Надеюсь, что больше в нашей области таких «управленцев» не будет.

— И много воруют в ЖКХ?

— За 9 месяцев 2014 года мы вернули жителям 140 млн рублей. Не всегда это было намеренное мошенничество, иногда просто ошибки в расчетах. К моему приходу на это место накопилось полторы тысячи обращений жителей с просьбой проверить правильность начисления тарифа за услуги ЖКХ. Раньше этим никто не занимался, не было такой структуры. Мы создали специальный отдел, который проверяет правильность расчетов в платежках. Недавно начали проводить учебу для сотрудников управляющих компаний. Мы думали, придется их принуждать, уговаривать ходить на учебу, а залы переполнены. В системе уже есть люди, которые хотят работать честно и эффективно, наша задача — им помочь.

— Когда хозяйка наводит порядок, она берет в руки метлу или пылесос. В арсенале Госжилинспекции есть такое универсальное средство, с помощью которого вы можете заставить плохо работающую УК выполнять свои обязанности хорошо?

— Конечно, это закон. И он все время должен совершенствоваться. У нас сейчас на контроле 800 невыполненных предписаний в адрес управляющих компаний...

— Что это значит?

— Допустим, после обследования дома наши инспекторы делают заключение — нужно срочно отремонтировать крышу, — а управляющая компания нам отвечает: у нас нет денег, вот тогда мы выписываем предписание.

— А им все равно — у них по-прежнему нет денег...

— Это раньше они могли наплевать на наше предписание, даже на решение суда, который обязывал их сделать ремонт. А сейчас ситуация кардинально изменилась. В конце июня были внесены изменения в Жилищный кодекс, и теперь суд может понуждать УК к выполнению нашего предписания. Не хотите ремонтировать? Не надо. Судебные приставы, руководствуясь решением суда, наймут организацию, которая залатает крышу, а счет за работу выставит в адрес УК. К слову, это положение в Московской области заработало еще раньше, в мае. У нас уже идут суды в Дубне, Клину, Раменском, Одинцове.

— Круто.

— Да, это настоящий прорыв, потому что до сих пор дело ограничивалось штрафами. А многим компаниям выгоднее штраф заплатить, лишь бы ничего не делать. Знаете, чего УК боятся больше всего? Не штрафов и даже не дисквалификации, а раскрытия информации, за что они деньги с жителей получают. Если вся эта информация окажется в открытом доступе, граждане ведь придут и спросят: почему ты пишешь, что поменял окна, а они как были все битые, старые, так и остались? Спросят, где новая крыша и так далее. С первого дня своей работы в этой должности я принуждаю их давать четкий и прозрачный отчет за каждый потраченный рубль.

— Неужели все так плохо в «датском королевстве» — или все же честные компании тоже есть?

— Безусловно, есть честные, инициативные люди с интересными идеями, новыми технологиями — это ростки нового. Недавно я был в одном жилом комплексе — искренне порадовался за его жителей. Везде чисто, красиво, двор уютный, на въезде шлагбаум, так что личный автотранспорт туда заехать не может, только машины экстренных служб, дети могут спокойно играть одни, без взрослых. А еще УК создала умный сайт для своих жителей, там у каждой квартиры есть свой личный кабинет, где размещена вся необходимая информация о том, что происходит в доме, когда отключают воду, когда какой ремонт планируется. Каждый житель может посмотреть свои коммунальные платежи, связаться онлайн с диспетчерской службой, оставить заявку. Есть даже возможность с помощью веб-камеры проверить, чем занят твой ребенок во дворе. Вот за такими компаниями, я надеюсь, будущее системы ЖКХ.

МЕЖДУ ТЕМ

Подмосковные Химки первыми в большом объеме задействовали программу капремонта. Особенно в той части, которая касается замены кровли и старого лифтового оборудования. На замену всех изношенных лифтов город планирует потратить около шести миллионов рублей. Новые модели будут практически бесшумны и не нуждаются в большом количестве энергии, а их кабины выполнены из пожаростойких материалов.

Всего работы по замене лифтового оборудования пройдут в 99 муниципальных образованиях, примерно в 640 многоквартирных домах Московской области. Все попавшие в программу лифты должны заменить до конца 2014 года. Причем контролировать ход работ будет не только областное министерство стройкомплекса, но и сами жители, выступая, например, от имени советов домов, своих ТСЖ или ЖСК. Отслеживать всю информацию они смогут на сайте подмосковного фонда капремонта общего имущества многоквартирных домов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру