Первая удача цветаевской дачи

Музею и застройщику дали по охранной грамоте

Дача Цветаевой — первый памятник в городе Королеве, который получил долгожданные зоны охраны. Выбили их с боями. Правда, зоны не совсем те и совсем не там, где они планировались…

Музею и застройщику дали по охранной грамоте

За это местные активисты боролись несколько лет. Под вопросом «быть или не быть» находился не только крошечный (и, кстати, единственный в области) музей Марины Ивановны, средства на реставрацию которого были выпрошены с трудом еще у прежнего губернатора. Но и реликтовые сосны знаменитого Цветаевского сквера, чуть было не пошедшие на дрова, — на его месте руководство города планировало воздвигнуть коммерческий детский сад, а рядом еще и многоэтажку. «МК» следит за этой практически сериальной историей вот уже три года. С того момента, когда разъяренные королевцы от млада до стара — мамочки с колясками, бабушки с тросточками — осенью 2012-го пришли спасать многострадальный сквер от вырубки. И до дня сегодняшнего, когда «зоны охраны» памятника через пень-колоду были все-таки обозначены.

Сперва по проекту планировки территории, принятому местной администрацией, на углу улиц Урицкого и Цветаевой, то есть вплотную к памятнику — даче Марины Цветаевой, должен был вырасти 14-этажный дом. А сам Цветаевский сквер, место встреч любителей поэзии, ежегодных цветаевских костров и слетов, должны были, наоборот, стереть с лица земли. Причем местная власть явно надеялась на поддержку рядовых горожан и очень удивилась, когда те же молодые женщины, вместо того чтобы ратовать за строительство яслей для малышей, вовсю отстаивали интересы отечественной культуры.

На сегодняшний день — и это, разумеется, плюс — Цветаевский сквер не просто сохранен, но и благоустроен, причем благоустроен относительно грамотно, с пониманием истории и функции места, это признают все местные активисты.

19 июня прошлого года сквер был с помпой открыт. При большом стечении люда ленточку перерезал тогда еще врио губернатора Андрей Юрьевич Воробьев. Горожане искренне радовались, и лишь некоторые наиболее пессимистично настроенные (то есть обычные реалисты) на этом празднике жизни позволили себе усомниться в том, что со сквером и дачей и дальше все будет так же празднично.

А дальше начались будни. Речь шла о том, чтобы официально узаконить охранные зоны около музея. То есть рядом с крохотным домиком, где в 1939 году несколько месяцев проживала Марина Цветаева, не должно было вестись крупного строительства. Потому что коммерческие многоэтажки — что тоже логично и исторически грамотно — в прямом смысле не имели права заслонять собой культурное наследие.

Но, как вскоре выяснилось, с еще не принятым проектом зоны охраны памятника начали происходить какие-то странные метаморфозы. Буквально в 50 метрах от сквера, по улице Спартаковской, 11, вопреки всем уверениям властей стали строить вполне себе по меркам Королева небоскреб. В 22 этажа.

«Если стоишь на территории памятника и видишь горизонт — это и есть зона регулируемой застройки, а тут стройка лоб в лоб, — рассказывала нам тогда Мария Миронова, историк, краевед. — Нам говорят, что от снижения этажности пострадают люди, которые уже купили квартиры в этом доме. Но на тот момент, когда мы донесли до губернатора Воробьева проблему, в доме была продана всего одна квартира. Обманутых дольщиков, о которых нам говорят сейчас, тогда еще вообще не было».

Несколько раз наезжая в Королев, где неизменно поднимался вопрос с зоной охраны цветаевского памятника, губернатор клятвенно обещал, что начавшаяся стройка (ну пусть уж будет, раз началась) тем не менее останется малоэтажной. Всего в три этажа. Максимум.

Графическое изображение зон охраны (заштриховано) дачи, где в 1939 году жила поэтесса Цветаева М.И.

С лета 2013 года местные власти несколько раз урезали проект этой зоны в интересах девелоперов. И, несмотря на уверения областной власти о будущем малоэтажном строительстве, власть местная, городская, все-таки разрешила строить рядом с дачей сначала 22-этажный, а потом, после громкого скандала, все-таки 17-этажный жилой дом, несмотря на то что в ходе публичных слушаний сотни горожан высказались категорически против этого.

После очередного визита губернатора, в который раз пообещавшего стройку прекратить и заморозить, продажа квадратных метров продолжалась, как и раньше. Инициативная группа жителей подняла выписки из государственного реестра собственников: часть квартир в «запрещенном доме» купили люди, приближенные к администрации города, часть — родственники чиновников.

17 октября 2013 года на пресс-конференции заместитель председателя правительства Московской области Герман Елянюшкин объявил, что вопрос с этажностью жилого дома на Спартаковской, 11, решен и строительство дома ограничится 17 этажами. Застройщик и администрация Королева заключили соглашение об этом.

А тем временем Дом-музей Цветаевой оказался включен в целевую программу Минкульта Подмосковья по определению охранной зоны. Это и был результат неравнодушия общественности и вмешательства областного руководства. Потому что при отсутствии реальной охранной зоны с музеем, а точнее, с тем ландшафтом, который его окружал, можно было и дальше делать все что угодно.

«Сквер и дом-музей защищаем буквально голыми руками», — так говорили в Королеве.

И вот — свершилось!

Постановлением правительства Московской области «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дача, где в 1939 году жила поэтесса Цветаева М.И.», расположенного по адресу: Московская область, город Королев, улица Цветаевой, 15, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

Утвердить прилагаемые границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения.

Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего Постановления (…) на интернет-портале правительства Московской области.

Настоящее Постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

Контроль за соблюдением настоящего Постановления остается за губернатором Московской области.

Проект утверждения охранных зон прошел процедуру согласования в установленном порядке, была даже проведена первичная антикоррупционная экспертиза, получены положительные заключения министерства экономики Московской области, министерства финансов Московской области, ГУРБ Московской области, Правового управления губернатора Московской области.

И все бы было замечательно, если бы не одно «но» — тот самый дом на Спартаковской, 11, коммерческая многоэтажка, с чего все начиналось и против которой боролись все и вся, в охранную зону… не вошла!

И видом своим располагающийся рядом с ней исторический памятник, по мнению Минкульта, совершенно не портит — вот даже и в... антикоррупционном комитете это подтвердили.

Мария МИРОНОВА, председатель королевского отделения ВООПИиК, активный участник движения по защите Цветаевского сквера:

По поводу утвержденного проекта зон охраны дачи Цветаевой у меня двойственное чувство. Я, наряду со всеми моими коллегами по общественной деятельности, не могу не испытывать разочарования от того, что участок на Спартаковской, 11, исключен из зоны регулирования застройки. Совершенно очевидно, что мы наблюдаем очередной пример, когда интересы памятника принесены в жертву интересам застройщика. Разочарование тем более сильное, что по первоначальному проекту зон охраны на этом участке строительство также должно было ограничиваться 10-метровой высотой любого возводимого здания. Почему-то после губернаторских выборов в проект были внесены изменения, и, согласно утвержденным зонам, теперь на Спартаковской, 11, можно возвести здание какой угодно высоты.

И тем не менее сквер и музей мы все-таки сохранили. У дачи Цветаевой появились зоны охраны, которые уже точно не позволят задавить памятник. Спартаковская, 11, — это единственная ложка дегтя, которая портит общую картину.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру