— Петр Павлович, Москву часто называют недружелюбным городом. Здесь слишком много машин, слишком насыщенное и агрессивное автомобильное движение, слишком мало места для спокойных прогулок. Передвигаться пешком по городу не очень удобно...
— Вы правы, но в последнее время ситуация с этим кардинальным образом меняется. В городе появляется все больше общественных пространств и улиц, обустроенных для пешеходов. Конечно, так было не всегда. До 2011 года в Москве существовала только одна пешеходная улица — Арбат, работы по организации и благоустройству пешеходных зон и других общественных пространств долгое время не проводились. Большинство московских улиц были целиком отданы под передвижение и стоянку автомобилей, а для людей оставалась только узкая полоска тротуара. Гулять по такому городу было неудобно и опасно. В 2012 году исторический центр города обзавелся дополнительным пешеходным маршрутом протяженностью 1,9 км. Туда вошли Столешников и Камергерский переулки, улица Кузнецкий Мост. Мы увидели, что подобное благоустройство центра очень востребовано горожанами и гостями Москвы, что город преображается, становится более дружелюбным, открытым. Это стало началом масштабного комплексного благоустройства пешеходных зон, полностью отданных пешеходам. В 2013 году в центре города началось создание 6 пешеходных маршрутов общей протяженностью более 10 км, в том числе три из них были полностью освобождены от автомобильного движения. 30 пешеходных зон районного значения стали разрабатываться в административных округах. Большинство из них откроются уже к Дню города, а общая протяженность составит 26,5 км. К концу этого года протяженность пешеходной сети в Москве составит около 55 км, появится порядка 120 специально обустроенных общественных пространств, которые раньше не были организованы и приспособлены для отдыха и прогулок. Буквально по всему городу приводят в порядок тротуары — их освобождают от излишних рекламных конструкций, по-новому освещают, мостят плиткой или заново покрывают асфальтом.
— Это замечательно, что у жителей теперь появляется альтернатива в виде пешеходного передвижения по городу. Гулять по центру Москвы приятно в любую погоду. В центре, правда, не очень зелено, некоторые улицы за последние годы потеряли последнюю растительность.
— Этот вопрос городские власти тоже взяли под особый контроль. Наши парки, бульвары, скверы, усадьбы долгое время существовали сами по себе, никаких работ по благоустройству там не проводилось. Однако в 2011 году наметились позитивные перемены. За три года (2011–2013) реконструировано 88 из 135 городских объектов, и теперь они не уступают своим европейским собратьям. На 2013 год программа формировалась с учетом благоустройства центральной части Москвы и пешеходных зон. Ведется благоустройство 24 скверов и озелененных территорий, 5 парковых территорий — всего 31 объект.
— Москвичи очень переживают за свои любимые бульвары и скверы: не изменится ли старая добрая аура этих мест?
— Изменится в лучшую сторону! Будут высажены новые кустарники и деревья, появится автоматизированная система полива газонов и цветников, реконструируют наружное освещение, отремонтируют и частично заменят чугунное ограждение. Аура, как вы говорите, останется в полной сохранности, плюс появятся новые цветники, скамейки и садовые диваны, сами дорожки и тропинки станут ровнее, удобнее, современнее.
— Центру города всегда уделялось особое внимание. А как с зелеными зонами на периферии Москвы?
— В этом году стартовал проект по благоустройству зон отдыха шаговой доступности — так называемый народный парк. Места для таких парков предлагали сами москвичи, через городские порталы поступило 233 предложения. Первоначально было разработано 49 проектов благоустроенных общественных территорий. Сейчас ведется создание 52 «народных парков» общей площадью около 115 га во всех округах города. 21 парк будет обустроен за счет городского бюджета, 31 парк — на средства инвесторов. Они будут сданы москвичам к Дню города.
— Помимо парков и скверов реконструируются и самые крупные городские магистрали, так называемые вылетные. Жители, честно говоря, не очень рады такому строительству — где-то вырубаются деревья, уменьшаются газоны.
— Реконструкция вылетных магистралей — необходимая мера для улучшения транспортной обстановки. Конечно, без благоустройства эти территории не приобретут привлекательный облик. Кстати, для этого используются решения, многократно опробованные в ведущих мировых мегаполисах. Для каждой трассы определены доминантные объекты — значимые здания или площади, которые будут формировать архитектурный облик территории, разрабатывается подсветка, цветочное оформление, выделяется место для велодорожек и парковок. В этом году ведутся работы по благоустройству 4 трасс, еще четыре трассы начнут приводить в порядок в 2014 году. Полное завершение работ запланировано на следующий год. В числе первоочередных объектов — Ленинградское и Ярославское, Варшавское и Каширское шоссе. В следующем году благоустраивать будут хордовую магистраль: Рублевское шоссе — Аминьевское шоссе — ул. Лобачевского — ул. Обручева — Балаклавский проспект, а также шоссе Энтузиастов, Щелковское шоссе и Рязанский проспект.
— Вы упомянули художественную подсветку зданий. Уже сегодня многие фасады исторических зданий в городе в темное время суток выглядят ярко. Что еще будет сделано?
— Москвичи хотят видеть свой город красивым в любое время года — не только днем, но и ночью. В городе разработана и принята концепция единого светоцветового оформления основных магистралей и центральной части города. Новая архитектурно-художественная подсветка установлена на Тверской, на Новом Арбате и на проспекте Мира. Обустраивается архитектурно-художественная подсветка на 13 вылетных магистралях, на 25 мостах через Москву-реку. В этом году по-новому расцветят огнями 763 объекта, 258 из них на Садовом кольце — работы планируется выполнить к началу сентября. Всего до 2016 года планируется включить в архитектурно-художественную подсветку 1601 здание.
— Москва в последние годы не считалась иконой архитектурного стиля, в то же время здесь огромное количество уникальных, прекрасных зданий, многие из которых долгое время оставались без ремонта и пришли в упадок. Сейчас мы видим некоторое возрождение городской архитектуры. Надеюсь, это только начало?
— У городских властей большие планы по возрождению исторических зданий города. В 2011 году было принято решение о ремонте фасадов домов, расположенных на Садовом кольце. В приоритетном порядке отремонтированы фасады 68 жилых домов, в 2012 году — 318 жилых домов. В 2013 году в центральной части города и на вылетных магистралях планируется провести ремонт фасадов и иных конструктивных элементов объектов жилого и нежилого фондов — всего 801 здание. В целом за 3 года будет проведен ремонт фасадов 1187 строений, формирующих облик нашего города.
— Довольно много усилий городские власти затратили на создание парковочных мест для автотранспорта. Положительный эффект отметили многие автолюбители и простые горожане. Последнее ноу-хау городских властей — плоскостные транспортно-пересадочные узлы у станций метрополитена. Машино-мест там не очень много, к тому же за стоянку берется оплата. Такие узлы востребованы москвичами?
— Подобные ТПУ помогут навести порядок в самых проходных местах с большим пассажиропотоком, повысят комфорт пассажиров при пересадке с одного вида транспорта на другой. Стихийно припаркованные автомобили не будут мешать работе общественного транспорта и проходу людей. Комплексом городского хозяйства в 2012 году реализовано 5 таких объектов и еще 132 плоскостных ТПУ будут введены в октябре 2013 года. Территории уже подготовлены, освобождены от непрофильных объектов, ведутся строительно-монтажные работы.
— Уже на протяжении нескольких лет в городе довольно активно обсуждается создание сети веломаршрутов. Пока такие участки существуют разрозненно и не объединены в единую инфраструктуру. Конечно, погода в Москве не всегда располагает к велосипедным поездкам, но горожане ссылаются на опыт других северных городов, где к велосипедистам относятся как к полноправным участникам дорожного движения...
— У московских велосипедистов есть хорошая поддержка в правительстве города — их интересы защищают и многие чиновники, и сам градоначальник. Не стоит забывать, что в 2011 году в Москве не было никаких условий для поездок на велосипедах, сейчас ситуация постепенно меняется, хотя и не так быстро, как хотелось бы московским велосипедистам. В 2012 году введено в эксплуатацию 108,7 км велодорожек, проходящих по улично-дорожной сети и парковым территориям. В июне текущего года была введена в эксплуатацию велодорожка парк «Музеон» — парк Победы общей протяженностью 16,2 км. А всего в рамках комплексного обустройства и реконструкции парковых территорий в текущем году будет введено в эксплуатацию 17 велодорожек общей протяженностью 25,7 км, и уже установлено 1045 велопарковок у станций метро и социально значимых учреждений. Запланировано обустройство двух велодорожек на вылетных магистралях — 6,8 км на Варшавском шоссе и 9,5 км на Каширском. Таким образом, к концу года в городе будет функционировать 166,9 км велодорожек.
— Еще один очень важный вопрос — качество дорожного покрытия. Раньше москвичи часто жаловались на ямы и колдобины на дорогах, а сегодня больше жалуются на постоянные ремонтные работы — асфальт снимают подчас там, где он еще вроде бы неплохо сохранился. Чем это вызвано?
— Сегодня город резко ужесточил требования к качеству ремонта и содержания дорог. За последние 3 года их состояние значительно улучшилось. Коммунальные службы перешли с семилетнего на трехлетний и четырехлетний цикл ремонта дорожного покрытия на основе новых стандартов. В результате качество ремонта и культура производства дорожных работ принципиально изменились. В 2011–2013 годах отремонтировано в 3,5 раза больше асфальтовых покрытий, чем в прошлые периоды. Ремонт дорог по гарантийным обязательствам в 2012 году вырос в 20 раз по сравнению с 2010 годом. С 2012 года дороги ремонтируют только большими картами и не принимают без результатов лабораторных исследований. В текущем году впервые заключены трехсторонние соглашения между заказчиками, подрядчиками и ГКУ «Экспертавтодор», позволяющие контролировать качество материалов на любой стадии проведения работ. Плановые работы по ремонту асфальтового покрытия будут завершены к первому октября.
— Осень в этом году наступила практически по календарю. Сентябрь заявил о себе рекордной нормой осадков и прохладной погодой. Готовы ли коммунальщики к осенним капризам погоды и наступлению зимы?
— Комфортно пережить холодное время года в Москве можно только в том случае, если надежно и бесперебойно в дома жителей поставляются тепло, вода, газ и электричество. Три предыдущих зимних сезона подряд, несмотря на аномальные погодные условия, столица впервые в своей истории прошла без аварий и отключения тепло- и энергоснабжения. Если какие-то временные отключения в отдельных зданиях происходили, то потребитель этого не чувствовал — главным образом потому, что в городе создана надежная система резервирования тепло- и энергомощностей. На особом контроле комплекса городского хозяйства находится 70,3 тыс. зданий, из них 32 874 здания жилые. Все они подготовлены к предстоящему отопительному периоду. В распоряжении аварийных служб имеются передвижные электростанции мощностью от 30 до 1250 кВт, а также более 2 тыс. малых аварийных источников. Так что московские коммунальщики готовы даже к нештатным ситуациям.
Отдельно хотелось бы остановиться на подготовке к отопительному периоду на присоединенных территориях. К сожалению, ситуация там не такая благополучная, как в старой Москве. ОАО «МОЭК» подготовило к зиме 12 ведомственных котельных, владельцы которых не смогли сделать это самостоятельно, а ОАО «Мосгаз» приняло на обслуживание газовые сети ТиНАО, которые имеют признаки бесхозных объектов. Могу заверить «новых москвичей», что мы сделали все, чтобы избежать аварийных ситуаций. Срок подключения всех объектов при начале пробных топок составит не более 3 дней.
— Год от года зимы выдаются не совсем обычными. Одна холодная, другая — снежная. Прошлой зимой все горожане с беспокойством наблюдали, как работают коммунальные службы, успевают ли «переварить» огромное количество осадков, которое обрушивалось на город. Какой урок коммунальные службы извлекли из прошлой зимы и готовы ли они к очередным погодным катаклизмам?
— Начиная с зимы 2011 года мы перешли на новые регламенты уборки снега с улично-дорожной сети, сократив время вывоза с 16 до 3 дней. В этом году, думаю, никаких накладок с уборкой снега и льда не будет. Подготовлено более 15 тыс. единиц дорожно-уборочных машин и механизмов, автотранспорта. Для уборки дворов и тротуаров наготове стоят порядка 14 тыс. единиц средств малой механизации. Все машины оборудованы системой ГЛОНАСС, мы в режиме реального времени можем контролировать их работу. У нас на вооружении 56 стационарных снегосплавных пунктов и 149 мобильных снеготаялок, которые могут переработать до 550 тыс. куб. м в сутки. К борьбе с гололедом городские службы закупили противогололедные реагенты всех типов (жидкие и твердые) в общем объеме 690 тыс. тонн. Сразу оговорюсь: все применяемые ПГМ имеют необходимые разрешительные документы, базы для хранения этих химикатов тоже полностью готовы к правильному бережному хранению. Еще одна головная боль городских властей — здания со скатными кровлями, их в городе почти 13 тысяч. Зимой их нужно регулярно чистить от снега и наледи. Для организации этих работ сформировано 4218 бригад, состоящих из 14 164 человек — это в 4 раза больше, чем в прежнее время. За два последних зимних сезона не зафиксировано ни одного подтвержденного случая травм от падения с крыш наледи и сосулек — это неплохой показатель, не правда ли?
— Для москвичей важно не только состояние главных улиц и магистралей города, но и небольших тех самых «спальных» районов, где проживает большая часть населения — проездов, дворов, домов, подъездов. Как обстоят дела в этом секторе городского хозяйства?
— Одну из своих первых поездок в качестве мэра Сергей Собянин не случайно совершил по московским дворам и дал поручение привести их в надлежащий порядок. Думаю, многие москвичи согласятся, что здесь произошел настоящий прорыв. За прошедшие три года по новому стандарту комплексно благоустроено 16,7 тыс. дворов. В составе этих работ создано 4490 новых детских площадок, 2,7 тыс. межквартальных городков и 6,7 тыс. площадок для воркаута. Кроме обустройства площадок более 12 тысяч московских домов получили долгожданное наружное освещение. Причем это освещение нового поколения, с применением светодиодных источников света. В труднодоступных для подъезда специальной техники местах устанавливаются складывающиеся опоры. Что касается состояния подъездов, то за три года нам удалось привести в порядок 76 тысяч из имеющихся 103 тысяч подъездов. Новый этап в нашей работе по дворам и подъездам связан с тем, что все решения по тем или иным работам принимаются с учетом мнения самих жителей и депутатов муниципальных собраний. Они сами отбирают и включают в планы работ самые нуждающиеся в ремонте и реконструкции объекты.
Еще одна хорошая новость для горожан — плановая замена лифтов в многоквартирных домах. Я думаю, многие знают, что в этом назрела острая необходимость. Начиная с 2011 года осуществляется полная замена оборудования лифта, а не проводившаяся в прошлые годы частичная модернизация отдельных узлов. В рамках пятилетней городской программы до 2016 года будет заменено 24,8 тыс. лифтов. К концу этого года число замененных лифтов составит 13,5 тысячи.