— В 2012 году в Москве было зарегистрировано 148 мест для ярмарок выходного дня, в этом году — 130? Как будут работать ярмарки выходного дня в дальнейшем?
— Ярмарки выходного дня — полюбившийся москвичам проект. Сегодняшнее их число является оптимальным — это 130 площадок с учетом территорий Новой Москвы. Их основная цель — приближение отечественной сельскохозяйственной продукции к потребителю, однако в начале 2000-х многие из ярмарок выходного дня превратились в вещевые рынки. Все помнят, наверное, территорию у Киевского вокзала, когда с пятницы по понедельник нужно было просто продираться через многочисленные ряды с китайской и турецкой одеждой. При этом места на ярмарках для торговцев были платными, и основной целью коммерческих организаторов ярмарок была плата за арендные места, а контроль за ассортиментом и качеством интересовал их в последнюю очередь.
За последние три года было принято несколько революционных решений: во-первых, места на ярмарках стали бесплатными; во-вторых, мы полностью отказались от услуг коммерческих подрядчиков и все хозяйственные работы по уборке территории и выставлению палаток передали в государственное бюджетное учреждение; в-третьих, отказались от продажи на ярмарках промышленных товаров.
Теперь там только сельскохозяйственная продукция, а также молочные продукты, мясная гастрономия, кондитерские изделия. Ярмарки — очень популярный городской формат, там ежегодно продается более 70 тысяч тонн овощей, еженедельно из всех регионов России приезжает торговать почти 5 тысяч человек.
— Насколько учитывается мнение москвичей при открытии и закрытии рынков, при выборе места размещения ярмарок?
— Если говорить непосредственно о ярмарках выходного дня, то места их размещения исторически устоялись. Если же возникает так называемый городской случай — строительство, ремонт дороги или трубопровода, то ярмарку просто перемещают на ближайшую свободную площадку, поэтому особенных нареканий по размещению ярмарок от жителей к нам не поступает.
С закрытием рынков каждый случай следует рассматривать индивидуально. Напомню, что никаких планов по сокращению рынков у города нет. Есть действующая норма федерального закона, которая предписывает перевод их в капитальные здания, хотя при этом большинством управляющих компаний сохранение рыночной торговли в новых капитальных объектах предусматривается.
Принимая решения, нельзя выделять одних граждан, игнорируя интересы других. В ситуации с Выхинским рынком, например, мнения жителей разделились: все, кто жил поблизости от рынка, благодарны за его закрытие, а вот соседние районы, которые привыкли отовариваться там по выходным, категорически против. И в этой ситуации мы будем искать компромиссное решение — откроем временно ярмарку выходного дня, параллельно начав разрабатывать проект строительства капитального и оборудованного современной ветеринарной лабораторией рынка в этом районе.
— К какому сроку и где за МКАД будут построены три крупных агропромышленных кластера? Останутся ли при этом существующие оптовые продовольственные базы?
— Мы рассмотрели более 100 площадок под новые оптово-логистические центры. Сейчас определены три: на Киевском шоссе, на Ленинградском шоссе и на трассе «Дон». Мы руководствовались следующими основными критериями при их выборе: наличие хороших подъездных путей, наличие коммуникаций, газа, электричества, железнодорожных веток. Сейчас разрабатывается градостроительная документация, решается вопрос проведения транспортной и инженерной инфраструктуры до границ выбранных участков. Думаю, что проектирование займет полтора-два года, и к стройке можно будет приступить в 2015 году, чтобы до 2018 года все это завершить.
Сейчас в Москве работают 28 оптовых баз, и они продолжат работу. Эти базы выполняют в основном функцию складов и распределительных центров. Но один ресторан или небольшой магазин, чтобы отовариться, вынужден за ночь объезжать по нескольку баз. Крупные оптово-логистические центры будут создаваться как раз для небольших магазинов, маленьких сетей, у которых нет возможности создать собственные распределительные центры. В этих крупнейших комплексах будут представлены минимум пять категорий свежей продукции: картофель, овощи, фрукты и ягоды, мясо- и рыбопродукты, занимающие примерно 75% продовольственной корзины москвичей. Аналогичные кластеры есть в Америке, Франции, Китае. В России тоже есть похожий крупный комплекс в Ставрополе, но он больше оптовый, то есть прийти туда и купить для своего маленького ресторанчика или кафе 10 килограммов картошки по цене производителя вы не сможете.
— Откуда в эти центры будет поступать сельскохозяйственная продукция?
— 70% сельскохозяйственной продукции в Москву поступает из регионов России, из них большая часть — из Центрального федерального округа. Регулировать работу кластера будут и инвесторы, и город. Совет директоров действовать будет примерно по той же модели, которая применяется в Европе: не любой производитель, не с любой ценой и не с любой продукцией сможет зайти на эту площадку. У наших зарубежных коллег есть четкое понимание этого ограничения. Принципиально важно, что отбор производителей будет не аукционным — кто назначил большую цену, тот и получил место, — а конкурсным.
— Если говорить о 3,5 тыс. торговых объектов ГУП «Метрополитен» и «Гормоста». Большая часть договоров действует до 2015 года. В некоторых подземных переходах павильоны уже демонтированы. В каких форматах будет идти торговля в переходах?
— Концепция развития торговли в подуличном пространстве сейчас разрабатывается распорядителями этих территорий — ГУП «Метрополитен» и ГБУ «Гормост». Понятно, что основное назначение переходов — беспрепятственное перемещение пешеходов, а торговля служит только для удовлетворения импульсного спроса. Большой перспективой в подуличном пространстве обладают, по нашему мнению, вендинговые автоматы — этот опыт успешно реализован во многих мировых столицах. В переходах через автоматы может продаваться вода, печатная продукция, снеки, проездные билеты.
— Каким будет процент вендинга в подуличной торговле?
— Сейчас сложно дать точный прогноз, это определит рынок. Могу сказать, что сейчас в Москве около 20 тысяч автоматов, а в следующем году мы рассчитываем на появление еще минимум 10 тысяч.
— По моей информации, сейчас на станциях московского метро работают около пяти точек общественного питания. В 2011 году в вестибюле станции метро «Сретенский бульвар» открылось первое метрокафе с полноценными обедами. Получит ли система питания (помимо вендинга) в метрополитене дальнейшее развитие?
— Есть позитивные примеры, когда в подуличном пространстве удается обустроить очень комфортную зону. Всегда привожу в пример переход в Мюнхене при станции «Карлпрайсплац». Пять лет назад его реконструировали, теперь это большая светлая территория: отдельно кафе, отдельно маленький сетевой магазин, сотовая связь — они смогли очень грамотно организовать пространство. Мы тоже начали двигаться в этом направлении. Коллеги из Департамента транспорта должны были представить проект в марте этого года, сейчас уже август, но, надеюсь, этот проект мы увидим.
— На август было запланировано первое заседание общественного совета по новой концепции городского питания. Состоялось ли оно? На какой стадии в целом сейчас находится разработка закона «О социальном питании»?
— Реакция бизнес-сообщества на заседании общественного совета была очень бурной, но в целом позитивной. В концепции мы отразили основные тенденции развития индустрии питания во всех действующих сегментах и те законодательные нормы, которые требуют корректировки. На заседании общественно-экспертного совета к нам поступило много дополнений и пожеланий от бизнеса, касающихся, например, отдельной лицензии на алкоголь для общепита, вопросов, связанных с электроснабжением ресторанов. После обобщения всех предложений мы будем готовить необходимые проекты документов, для того чтобы обсуждать проект уже на уровне правительства, в том числе и проект закона о социальном питании.