«Мы боремся за ваше свободное время»

Кто и как делает досуг москвичей интересным

8 сентября состоятся выборы мэра Москвы. Все кандидаты подготовили свои программы, в той или иной степени отражающие их взгляды на жизнь и дальнейшие действия на посту градоначальника. Один из кандидатов, Сергей Собянин, выделил семь приоритетов развития столицы, важных для всех москвичей. Это модернизация здравоохранения, развитие транспортного комплекса, формирование нового качества городской среды, повышение качества образования, забота и поддержка льготных категорий москвичей, миграционная политика, государственные услуги и подотчетность власти гражданам.

«С командой моих единомышленников я опирался на почти трехлетний опыт работы на посту мэра Москвы. Основываясь на точном понимании потребностей горожан, мы определили основные направления развития столицы на ближайшие годы. Я уверен, что Москва станет городом, из которого не хочется уезжать и куда всегда хочется вернуться», — говорит в программе Сергей Собянин.

«МК» решил проанализировать, что делалось, делается и будет делаться по каждому из магистральных направлений. Наш сегодняшний выпуск посвящен созданию комфортной городской среды.

Кто и как делает досуг москвичей интересным

Сергей Капков — один из самых цитируемых столичных чиновников. Он не устает повторять: «Культура — это не набор парков, музеев и театров. Это отношения между людьми».

«МК» поговорил с и.о. руководителя Департамента культуры столицы об общественных пространствах, изменениях в парках и на улицах большого города, театрах и музеях и о мере ответственности чиновника перед людьми.

— Сергей Александрович, в последнее время стало модно говорить про некие «общественные пространства» в городе. Сразу и не понять, о чем это. Поскольку этим вопросом занимается как раз ваш департамент, расшифруйте это понятие.

— Два-три года, да и десять лет назад город так динамично развивался, что, к сожалению, совершенно не оставалось пространства для пешеходов, велосипедистов, молодежи. Все свободные места уверенно и быстро заняли торговые центры. В них круглосуточно можно сходить и в кино, и в ресторан, — одним словом, в них сосредоточилась вся жизнь. Многие люди ходят туда просто так: на витрины посмотреть, кофе попить, погулять. Торговые центры стали такими большими клубами встреч. Причем это не зависит от того, расположен он в центре или на окраине.

И вот с парка Горького началась новая история: появилось пространство, где нет автомобилей, где безопасно, где чистые туалеты, где качественный общепит, где ненавязчивые развлечения (и развлечений этих много), где в будний день ты ощущаешь себя как в праздничный или выходной. Мы решили, что надо перетягивать людей в парки. За три последних года мы благоустроили 14 парков. Некоторые вообще построили с нуля. Посмотрите, например, как парк «Красная Пресня» изменился. Появился московский городской стандарт парков.

В прошлом году благоустройство общественных пространств вышло за пределы парков. Начали появляться пешеходные маршруты. Полностью реконструировано Бульварное кольцо. Появилось ощущение города: посмотрите, люди сидят на газонах, едят, общаются, просто отдыхают. Это очень меняет город. Но сейчас эти благоустроенные места — лишь локальные точки. Наша задача — объединить их в одну общую зону.

— Но чьи это идеи изначально? Стояла годами заставленная машинами Никольская улица. И тут раз — ее делают полностью пешеходной. Кто это решил?

— Это идеи Сергея Собянина. Я же пришел в его команду, когда уже была придумана программа РИОТ («Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012—2016 гг.»). И уже были заложены деньги на благоустройство парков и общественных пространств.

— Многие проекты реализуются совместно несколькими департаментами. Как проходит ваше сотрудничество?

— Любые знаковые проекты — мобилизующие. Только у госпрограммы РИОТ 16 соисполнителей, практически половина департаментов правительства занимается ее реализацией! Одни строят, другие фонари меняют, Москомимущество выкупает собственность у частников, чтобы создать что-то социокультурное. Например, в парке «Красная Пресня» Москомимущество выкупило здание бывшего кинотеатра, где располагается ночной клуб «Империя». Представляете, прямо в парке всю ночь играла громкая музыка, собиралась пьяная молодежь, случались драки. Жители жаловались. А теперь там будет детский клуб.

— А где тогда границы? Где зона ответственности конкретно вашего департамента на Крымской набережной, например?

— Крымская набережная стала частью парка «Музеон». Мы долго обсуждали проект, в том числе на заседании Общественного совета при мэре Москвы по развитию общественных пространств. Встречались с художниками и учли все их пожелания по созданию нового вернисажа. И весной начались работы. Дважды в неделю на набережной проводится заседание штаба, где обсуждаются оперативные вопросы.

Если говорить про зоны ответственности, то Департамент капитального ремонта и Департамент ЖКХ отвечают за стройку, а мы уже решаем вопросы по общепиту, музыкантам, концертным программам, то есть отвечаем за атмосферу.

— Старый Арбат тоже готовится к обновлению. Но он всегда был пешеходным. Что там будет меняться?

— Старый Арбат всегда был хорошей, душевной, атмосферной улицей. Но ему уже 520 лет. И когда появились новые пешеходные маршруты, он стал как-то скромно смотреться на их фоне. Поэтому мэр принял решение благоустроить Арбат. В смысле просто навести порядок, ничего нового там делать не надо. Заодно регламентировать количество уличных веранд, музыкантов, убрать незаконных торговцев. Арбат — это жилая улица. Жители постоянно жалуются на то, что вечером, придя с работы, вынуждены слушать музыку, доносящуюся из кафе с колонками на улицу. Живут, как на дискотеке, вздрагивая от грохочущей музыки. Мы много раз уже встречались с депутатами муниципального собрания, с организацией, представляющей интересы художников, музыкантов Арбата. Обсуждали планы и перемены. Мы постараемся воссоздать правильную атмосферу улицы. Потому что сейчас Арбат больше похож на хаотичный рынок.

— Но лавочки-то там наконец появятся? Раньше их не хотели ставить, ссылаясь на то, что их тут же оккупируют бомжи.

— Это во-первых. А во-вторых, знаете, в чем еще причина? Предпринимателям, у которых там веранды, очень невыгодны эти лавочки. Им лучше, чтобы вы зашли в кафе и выпили хотя бы стакан воды или чашку кофе, чем просто так присели на какую-то лавочку. Но теперь они там будут.

— Летом каждые выходные проходили различные мероприятия в рамках фестиваля «Лучший город Земли». Все это очень хорошо. А осенью и особенно зимой что-то будет происходить в городе? Всегда как-то забываем про долгий зимний период.

— И зимой будет. И прошлой зимой было. Вспомните: появилось 120 катков, прошло широкое празднование Масленицы, на улице праздновали и Рождество, и Пасху. И это уже создает колорит зимнего города. Вообще, зима — такое наше конкурентное преимущество даже для приглашения туристов. И у нас в этом году — рано об этом говорить, но мы все равно скажем, — будет единая концепция освещения города. Мы ее еще не утвердили. Но будет что-то особенное.

— Кто все эти фестивали и праздники придумывает? Что за команда у вас собралась?

— У нас есть дирекция массовых мероприятий. Она и раньше была. Просто она отвечала за празднование Нового года и Дня города. А теперь совместно с префектурами мы определили площадки, их более ста, где много чего происходит. А дальше мы находим на каждую площадку продюсера. Иногда это наши сотрудники, иногда приглашенные. Скажем, увидели мы где-то какой-то частный музыкальный фестиваль, понравился он нам, приглашаем к сотрудничеству. Говорим, например: «У вас «Усадьба Джаз», а можете на День города такой сделать?» Или вот был фестиваль клубники на Поклонной горе. Ну, мы сами можем только сцену поставить, аниматоров позвать. А клубника-то у нас откуда? Делали вместе с совхозом, который производит эту клубнику.

— То есть нехватки молодых, энергичных кадров не наблюдается?

— Поверьте мне, что нехватки в молодых и творческих, конечно, нет. Но нужны еще идеи. Вот нехватка идей наблюдается. Должна быть конкуренция новых идей. Я же не знаю, что лично вам нравится. Более того, вы же понимаете, что на следующий год все то, что происходит сейчас на тех же пешеходных зонах, для вас уже станет традиционным. Вам захочется чего-то нового. Так устроен человек. Вот в фестивале «Лучший город Земли» есть отдельное большое направление — поиск местных талантов, «ребята с нашего двора». Почти 10 тысяч участников подали свои заявки на конкурс. Лучшие выступят в этом году на проспекте Сахарова, споют со звездами. Попадут ли они на большую эстраду, не знаю. Но интерес к ним будет. Может быть, они придут к нам завтра с новыми идеями.

— Кстати, про «ребят с нашего двора». В каждом округе есть свой Дом культуры. Как правило, это такое здание со скучной формой и скучным содержанием. Департамент будет их развивать, делать интересными?

— Уже делает. Есть большие Дома культуры — например, ДК ЗИЛ, ДК «Москвич», ДК «Меридиан». Это огромные здания плюс зал на 600 мест и больше. Это целый культурный кластер. Здесь могут быть и концерты, начиная от самодеятельности и заканчивая театрами. Здесь есть кружки, работа с ветеранами. Главное — сделать удобное расписание. Если бабушка привела своего внука, то она тоже может чем-то интересным заняться, а не сидеть в коридоре и вязать от скуки. Наша задача в Домах культуры — дать максимальное количество предложений.

— Но ведь там всегда были какие-то занятия музыкой и танцами. Что тут нового?

— Вот именно, что «какие-то». В ДК ЗИЛ, например, количество кружков увеличилось процентов на 30. Начали проходить регулярные лектории, открылся летний городской лагерь, появились технические и научно-познавательные кружки. Кто-то моделирует из картона… В итоге посещение выросло до 200 тысяч, почти в три раза. Вопрос в том, что мы в большом городе всегда в конкуренции за ваше свободное время. У вас его на самом деле не так много. У вас — работа, дом, какие-то личные дела. Дальше у вас есть выбор: просто дома посидеть или с друзьями пообщаться. Можете в ресторан сходить, можете в кино, в парк. Моя задача — конкурировать за ваше свободное время, чтобы вам было интересно.

— Мне, например, интересно в театр сходить. Но приходится шустрить: выкупать билеты в первый же день продаж.

— Зато по хорошей цене успели купить, правда?

— Правда. Но все-таки что-то будет меняться с ценовой политикой на билеты в театр? Два спектакля — уже дыра в семейном бюджете.

— Давайте честно: это смотря в какой театр идти. Ситуация такая: билеты дешевле не станут. Во-первых, потому, что в Москве находятся лучшие театры страны. Во-вторых, давайте не забывать туристов и командировочных. Они тоже хотят попасть в театры. Поэтому на билеты всегда будет завышенный спрос. Мы стараемся, чтобы был выбор. Есть молодежные театры, и там мы фактически сдерживаем цены. В театры-мэтры — «Ленком», «Современник», «Табакерка» — билеты всегда будут дорогими. Как бы мы ни пытались их удешевить. Зал на 800 мест, а желающих — тысячи.

— Была у вас инициатива: начинать спектакли в 20.00, чтобы люди успевали доехать с работы. Театры согласились с этой идеей?

— Это была рекомендательная инициатива, так сказать, информация к размышлению. Часть театров пошла навстречу своему зрителю: Театрально-культурный центр им. Мейерхольда, театр «Практика», «Гоголь-центр» начинают спектакли в 20.00. Это подходит их зрителям. Некоторые не стали переходить на более позднее время. Но ведь они лучше меня знают, для кого работают. И потом, я не знаю ни одного театра, который бы начинал спектакль ровно в 19.00. Всегда есть пятнадцатиминутная задержка, чтобы люди успели доехать по пробкам, раздеться, сесть в зале…

— А вы когда были последний раз в театре как зритель?

(Задумывается.) — У Олега Меньшикова был на премьере, спектакль «Портрет Дориана Грея». И с детьми в Театре на Малой Бронной. И в Большом театре был недавно.

— Была идея создать единый билет на вход в московские музеи и театры для туристов. Удобная вещь! Будет идея реализована?

— Мы работаем над этим. Усиленно обсуждаем с федеральным Министерством культуры. Обыватели же не знают, какие учреждения финансируются Москвой, а какие — за счет федерального бюджета. Человек хочет получить вход во все музеи. Вот за эти два года мы наконец добились того, что все музеи (и федеральные тоже) будут участвовать в «Ночи в музее». Если мы проводим такую акцию, то и они открывают двери. Было очень смешно — когда мы раньше проводили «Ночь в музее», на некоторых учреждениях даже таблички висели: «Этот музей федеральный. Он не участвует в акции».

4 ноября состоится еще одна музейная ночь — вернее, «Ночь искусств». К этой акции есть большой интерес. В первый раз пришли 800 тысяч посетителей, во второй — уже миллион и 200 тысяч. Это, получается, 100% молодежи высыпает на улицы города. Они идут даже не столько на выставки, сколько пообщаться, познакомиться, послушать. Им интересно!

— Но это акция для взрослых. Школьник же не пойдет ночью в музей?

— С родителями — пойдет. У нас в этом году будет 24 дня бесплатного посещения музеев: каждое третье воскресенье месяца, а также в День города, в дни новогодних каникул. Мы в департаменте посчитали: в прошлом году у школьников в дни каникул было 50 поводов выйти из дома, в этом — 100. Родители со школьными дневниками получили афишу мероприятий. Мы ее даже в электронные дневники закачали. Таким образом, и родителей мотивируем через детей. Мы же ставим себе задачу воспитывать зрителя. Есть акция «Всей семьей в музей», когда ребенок должен пройти несколько музеев, отгадывая ребусы. В конце экскурсии получает подарок.

Вот мы говорим: «Уходят мэтры! Уходят великие люди!» Но ведь и зритель тоже уходит. За школьника бороться и конкурировать — еще сложнее, чем за студента. У него — школа, ЕГЭ, гаджеты, фильмы, безопасность, пробки. Но мы стараемся!

— Скажите, какое свое решение на посту руководителя Департамента культуры вы считаете однозначно верным?

— К сожалению, идеально верных решений на должности руководителя не бывает. И ты, когда принимаешь решение, должен постараться угодить большому количеству людей. Поэтому решение должно быть компромиссным. Идеальное решение — навести порядок в парках. Сделал — и просто поддерживаешь порядок. А дальше приходят люди, которые это пространство заполняют. А вот возьмем пешеходные зоны. Сколько людей там гуляют, проводятся праздники! Но мы помним, что там машины парковали, и, соответственно, теперь водители не могут этого делать. Значит, автомобилистам это неудобно, они недовольны моим решением. Только парковать там могли 40 автомобилей. А теперь проходят 10 тысяч человек. Что важнее? Город — он для людей.

— А считаете какие-то решения крайне неудачными?

— Может быть, мы что-то делали скоропалительно... Но все равно — все пока было верно. Я чувствую ответственность перед москвичами. Но мы же стараемся не сами придумывать, мы не навязываем волю, мы слушаем советы. Приходят люди с предложениями, проектами, просят помочь. Мы вот объявили гранты для молодежных общественных организаций. Грант — до 3 миллионов рублей на культурные проекты. Приходите с предложениями, даже не приходите — просто пишите на сайт. Экспертная комиссия проголосует.

Я уже много раз говорил, даже можно написать над входом в здание департамента: «Культура — это отношения между людьми», особенно в таком многомиллионном и многонациональном городе, как Москва. Если люди вежливы, улыбаются, то это культурный город. А количество театров и музеев — то средство, через которое можно сделать людей доброжелательнее.

— Кроме Москвы есть какой-то город, который вы считаете образцом того, как надо обустраивать пространство?

— Берлин. Он исторически нам подсказывает, как поступать. Этот город был разделен на капиталистическую и социалистическую части. Когда убрали стену, нужно было что-то делать: перестраивать советские ДК, кинотеатры, парки, архитектуру. И у нас примерно так же. Есть старая Москва, строятся новые микрорайоны. И все это должно уживаться, и одно не должно противоречить другому. Мы живем по старому Генплану, сформулированному еще при Сталине, когда 80% учреждений культуры находится в пределах Третьего транспортного кольца. Наша задача — дать это все и жителям окраин.

— И когда это будет сделано?

— А мы каждый день это делаем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру