На высоких железных кроватях лежат больные, оплетенные бинтами с головы до ног. Дежурный врач проверяет состояние повязок у Антона. Молодой мужчина получил ожог грудной клетки, живота, кистей, предплечий, бедер и голеней на пикнике.
— Поехали в воскресенье за город на шашлыки, в универсаме на въезде в Ногинск купили жидкость для розжига, — рассказывает Антон, превозмогая боль. — Насыпал в мангал угли, по инструкции полил их «розжигой», жидкость эта прогорела, и угли благополучно погасли. Соответственно, я снова полил угли, и вдруг на миг меня ослепило, бутылка взорвалась прямо у меня в руке.
По воспоминаниям больного, на нем загорелась одежда, друзья стали сбивать пламя. Стянув обуглившиеся куски, оставшиеся от футболки и шорт, он встал под холодный душ.
— «Скорая» ехала 20 минут. Прибывший фельдшер сходу вколол мне целых два «кубика» кетамина — препарат, который используется для общего наркоза перед операцией. Как потом мне объяснили, я вообще мог от такой дозы «отъехать», попросту умереть. У фельдшера в аптечке не оказалось никакой противоожоговой мази и аэрозоля, типа олазоля или пантенола.
Пока Антона в беспамятстве грузили в «скорую», уронили. Теперь у него помимо ожога огромный синяк на бедре.
— Районная больница напоминала медсанбат. Меня обмотали марлей, пропитанной марганцовкой. На этом все лечение закончилось. Чтобы попасть в больницу в Москву, пришлось вызвать платную «скорую помощь», за которую друзья, сложившись, выложили 45 тысяч рублей.
У Антона серьезные повреждения: 30% поверхности тела — ожоги II, IIIА степени. Пока он держится молодцом. Но коварство обширных ожогов в том, что вся их тяжесть проявляется через три-четыре дня.
На планшетный компьютер Антон сфотографировал злосчастный флакон с жидкостью для розжига. На этикетке значится: ООО «Восход». Состав: смесь жидких углеводородов. Инструкция по применению: полить, дать впитаться, поджечь.
Антон считает, что товар не соответствует заявленному составу. Он намерен отдать жидкость на экспертизу и в дальнейшем подать на производителей в суд.
Руководитель ожогового центра, профессор Сергей СМИРНОВ, в свою очередь говорит:
— В течение года у нас есть два «горячих» периода, когда мы ожидаем поступления больных. Это новогодние праздники, когда используются пиротехнические средства, и начало лета, когда люди выезжают на природу, начинают раздувать мангалы, жарить шашлыки. И если в прошлые годы в этот период к нам поступало с ожогами до десяти больных, то в этом году какое-то бедствие — уже больше 60. Каждый понедельник мы приходим на работу после выходных дней и узнаем о новых поступлениях. Примерно та же ситуация и в 36-й больнице. Некоторым больным мы оказываем помощь амбулаторно, с обширными ожогами — госпитализируем.
— Такие больные, как правило, получают ожоги за городом, куда «скорая помощь» скоро не доедет.
— Первоначально эти больные попадают в районную больницу, то есть не в специализированное отделение. Естественно, помощь там оказывается не всегда качественная. Все стремятся попасть в Москву. Часто пострадавших транспортируют в первые же сутки, в период ожогового шока, что делать категорически нельзя. Это чревато нехорошими последствиями.
— Почему участились случаи ожогов на пикниках?
— Во-первых, это, конечно, неправильное использование жидкости для розжига. Часто нетрезвые отдыхающие попросту не соблюдают инструкцию. Вместо того чтобы, предварительно смочив угли, потом их аккуратненько поджечь, наши граждане «поддают жару» — льют горючую жидкость на горящие угли. Например, недавно во Владимирской области, в Александрове, пострадала целая семья. Жаря шашлыки, они использовали два разных вида легковоспламеняющейся жидкости. Там якобы ребенок бросил бутылку с оставшейся жидкостью в костер. Произошла вспышка паров. Столб пламени разлетелся в радиусе пяти метров. Пламя, пройдя низом, перекинулось на стоящих вокруг людей. Пострадали четверо детей, трое из которых оказались в реанимации. Ожоги получили семь человек. Одна из женщин, очень тяжелая больная, сейчас лежит у нас.
Но в последнее время из разговоров с больными выясняется, что часто происходит самовозгорание жидкости для розжига прямо в руках. Автовладельцы знают, что по обочинам дорог зимой продают бутыли с незамерзающей жидкость для омывания лобовых стекол, которая часто бывает контрафактной. Та же ситуация летом и с жидкостью для розжига, флаконы с которой штабелями стоят вдоль шоссе рядом с мешками с углем. Кто их производит? Попробуй разбери на смазанной упаковке.
При этом, как я выяснил, сертификат на эту горючую жидкость не нужен, поэтому намешать туда можно все что угодно. Ведь по-настоящему жидкость для разжигания должна содержать парафин, ее состав должен быть тягучим. Парафин не дает жидкости быть чрезмерно летучей.
Хотелось бы, чтобы люди хоть чуть-чуть думали, что они покупают и где, и не портили праздник ни себе, ни своим близким.
— Ожоги при возгорании такой жидкости бывают обширными?
— Поражена бывает большая площадь поверхности тела, это и поверхностные, и глубокие ожоги. Ведь лето, жарко, отдыхающие ходят, как правило, в одних трусах. Происходит опаление. Если человек в одежде, то загорается еще и одежда. А ведь чаще всего она бывает из синтетики, которая хорошо горит. Пока человек с себя все это стянет, пока кто-то на нем этот огонь потушит, воздействие получается достаточно длительное по времени, что чревато глубокими ожогами. А ведь нет такого органа, который бы не страдал в результате ожогов. Нашим врачам приходится не только накладывать «биологические повязки» на основе коллагена, «заниматься рукоделием» — делать пересадку кожи, но и лечить осложнения: пневмонию, миокардиты, сепсис, желудочные кровотечения. Ожоговая болезнь — болезнь всего организма.
— Какой должна быть первая помощь при ожогах?
— Самое эффективное средство при ожогах — это охлаждение обожженной поверхности. Охлаждать можно и нужно всем, что окажется под рукой: холодной водой, снегом, льдом или любым замороженным продуктом из холодильника, предварительно обернув пакет со льдом чистым полотенцем. Холод приостанавливает нежелательные процессы. Боль тоже на какое-то время утихает.
Если вы находитесь на природе, возьмите полотенце или футболку, намочите холодной водой и приложите к обожженной коже в качестве компресса. Это уменьшит глубину ожогов и боль.
— Можно кинуться в реку?
— Почему нет? Если человек, конечно, не пьяный и не утонет в реке.
— Многие хватаются за бутылку с подсолнечным маслом.
— Не нужно никакого масла, никакой мочи, никаких лопухов! Только — лед или холодная вода. После первых шагов обожженное место при возможности нужно обработать аэрозолем — олазолем или пантенолом. Помните: ожоги — коварная травма, необходимо обратиться за помощью к специалистам. И чем быстрее это сделать, тем благоприятнее исход.
КУДА ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ:
В Москве круглосуточно окажут помощь в ожоговых центрах Института скорой помощи Склифосовского и 36-й городской клинической больницы.