Для начала — звонок в сам НИИ, официальному представителю Борису Гутнику.
— Борис Ефимович, кому вообще пришло в голову проверить ветчину?
— К нам обратились ваши коллеги. Они захотели провести испытание халяльной продукции. Дело в том, что в институте есть хороший сертифицированный испытательный центр. Так вот нам привезли вареную ветчину «Восточная халяль из говядины» и сосиски с аналогичным названием. Продукция одного из московских мясокомбинатов.
— Как проводилось исследование?
— На самом тонком молекулярном уровне. Существует экспресс-метод, когда, используя так называемую полимеразно-цепную реакцию, можно выделить ДНК свиньи. Как правило, на это уходят сутки-двое. Примечательно, что этот же метод используется для определения свиного гриппа у человека. В итоге наши специалисты нашли в деликатесах молекулы свинины. Замечу, что это чрезвычайно мизерные количества.
— Как они могли попасть в сосиски и ветчину?
— Вариантов миллион. Я хорошо знаю, что халяль на мясокомбинате делается в отдельных помещениях, так что там контакта точно быть не могло. Предполагаю, что какое-то соприкосновение могло быть на скотобойнях, где не соблюдались халяльные правила. Либо продукция изготавливалась на одном и том же оборудовании. Хочу сразу сказать — результаты этого исследования распространяются только на исследуемые образцы. В других халяльных сосисках данные могут быть другими.
Тем временем председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин потребовал провести проверку в отношении мясной продукции комбината. Кстати, результаты экспертизы не были представлены ни производителям, ни экспертам Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России. Звоним директору центра Айдару Газизову.
— Насколько знаю, вы уже сами провели анализ этой ветчины и сосисок. Что он показал?
— Результат был отрицательный. Отмечу — это был экспресс-анализ. Он выглядит как тест на беременность. Сырье поместили в пробирку с теплой водой, опустили туда тестер. Если появились две полоски — значит, есть свинина. В нашем случае ничего такого не было.
— Тогда как вы можете объяснить результаты Института Горбатова?
— Проведенное там ПЦР-исследование — это более глубокий анализ. Протокола исследования я пока не видел, поэтому больше сказать ничего не могу. Замечу лишь, что экспресс-анализом пользуются во всем мире. Я иногда ради любопытства в самолете провожу его. Так, однажды в ветчине, которую выдавали за птичью, обнаружил свинину.
— Некоторые эксперты говорят, что контакт со свининой, возможно, мог произойти на скотобойне.
— Бойня, откуда поступает сырье на мясокомбинат, находится в Уругвае. Там отдельно выделенные линии, и свинины там априори быть не может. На заводе у нас работают два специалиста, закончившие профильный институт пищевых производств. Они тщательно следят за производством халяльной продукции. Так или иначе мы намерены разобраться в ситуации.
Между тем, как пояснили в медресе «Аль-Фатиха» при московской Мемориальной мечети, люди, которые покупали продукцию под видом халяльной и ели ее, не подозревая о наличии в ней свинины, могут не тревожиться. Тут действует принцип «каждое дело оценивается по намерению», и Аллах их простит. А продавцам же следует покаяться.