— Вдоль МКАДа находится 14 рынков. Это одни из самых крупных рынков области, которые суммарно занимают площадь 90 гектаров. 80% земельных участков под ними — в частной собственности. И только 4 рынка сейчас находятся в завершающей стадии реконструкции либо имеют капитальные сооружения, еще 2 — в начальной стадии согласования архитектурных проектов. 4 рынка расположены на арендованных муниципальных и федеральных участках земли. Главам муниципальных образований рекомендовано расторгнуть договоры аренды в связи с неисполнением федерального законодательства управляющими компаниями данных розничных рынков.
— То есть взять и снести весь этот «шанхай», как предлагал в свое время мэр Москвы, нельзя?
— У нас правовое государство, поэтому нельзя взять и просто так повесить замок на торговый объект. Для этого нужно судебное решение о признании неправомерности. Ведь есть и добросовестные предприниматели.
— А если это несанкционированная торговля?
— Тогда заключение о том, что рынок не соответствует федеральному закону, выносится прокуратурой, с подачей искового заявления о приостановлении деятельности и последующем закрытии рынка в суд. Еще один принципиально важный момент — разрешения на организацию розничных рынков выдавали и выдают местные органы власти. И в первую очередь именно органы местного самоуправления несут ответственность за торговлю на своей территории, за ее соответствие законодательству.
— Может, следовало заранее приступить к процедуре закрытия рынков, раз на это требуется так много времени?
— Работа началась еще в ноябре 2012 года, управляющие компании были письменно уведомлены о том, что все розничные рынки, не имеющие капитальных зданий и сооружений, независимо от того, где они находятся — на МКАДе или где-нибудь в области, с 1 января этого года должны быть закрыты, как это предписывает 271-й Федеральный закон «О розничных рынках». Одновременно областная межведомственная комиссия (МВК) начала сплошную проверку всех розничных рынков. На основании этой работы вынесено решение об обращении в прокуратуру по поводу проверки первых 20 рынков. Конечно, есть управляющие компании, которые добровольно объявили о закрытии своих розничных рынков. Но их немного.
— Мы объехали три крупнейших рынка на МКАДе: один из них даже виден прямо из окон Дома областного правительства. И все работают в обычном режиме.
— Если вы говорите о строительном рынке «Синдика», то там уже ведется реконструкция, первая очередь будет запущена в апреле этого года, а уличная торговля будет ликвидирована в январе этого года путем поэтапного вывоза контейнеров. Та же ситуация и с Мытищинской ярмаркой, хотя этот рынок находится только в начальной стадии реконструкции. «Каширский двор-3» не заявил ни о реконструкции, ни о добровольном закрытии, поэтому к данному рынку будут применены все санкции со стороны надзорных и правоохранительных органов в ближайшее время. Московская область — «лидер» по количеству санкционированных и несанкционированных розничных рынков. Сегодня разрешение на организацию розничных рынков имеет 41 управляющая компания. Однако даже рынки, имеющие разрешения до 2017 года, могут не соответствовать федеральному законодательству и в январе будут рассмотрены на МВК на предмет законности выданных им муниципальными образованиями разрешений.
Все торговые объекты, имеющие признаки розничных рынков, с 1 января являются несанкционированными и будут закрыты в законном порядке правоохранительными органами в ближайшее время. При этом важно понимать, что эффекта «волшебной палочки» не будет. Речь идет о методичной, системной и последовательной работе.
— Какие меры воздействия будут применяться к тем управляющим компаниям, которые не собираются добровольно закрыть несанкционированную торговлю?
— Предпринимательская деятельность на розничных рынках осуществляется, с одной стороны, управляющими компаниями. И если розничные рынки, которыми они управляют, не соответствуют федеральному законодательству, то деятельность таких управляющих компаний относится к категории незаконной. И об этом мы информируем Управление по экономической безопасности Московской области для принятия соответствующих мер. С другой стороны, физические и юридические лица, предприниматели, тоже торгуют на розничных рынках. В этом случае их деятельность также является незаконной. К таким предпринимателям контрольными и надзорными органами будут применяться финансовые административные штрафы.
Кроме того, подготовлен законопроект «Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг на территории Московской области», ужесточающий ответственность управляющих компаний розничных рынков, их должностных лиц, а также предпринимателей и организаций.
— Наша газета уже писала, что некоторые управляющие компании сумели получить липовые регистрации на свои ларьки и контейнеры как на капитальные строения. Что вы теперь будете с ними делать?
— К сожалению, в рамках работы МВК выявляются подобные нарушения законодательства, связанные с регистрацией прав на торговые объекты, не имеющие признаков капитальных сооружений. Министерством потребительского рынка и услуг инициирован ряд служебных проверок по факту выдачи свидетельств о регистрации собственности на нестационарные объекты как на капитальные здания. Чиновники, причастные к таким нарушениям, уволены. В рамках МВК создана специальная рабочая группа, которая при выявлении таких нарушений незамедлительно выходит на проверку на соответствие градостроительным нормам и опротестует принятые ранее решения.
— Какие еще проблемы возникают в процессе работы по закрытию рынков?
— Несмотря на то что 271-й Федеральный закон был подписан еще в 2006 г. и времени как для возведения капитальных строений, так и для очистки своих площадей от нестационарной торговли у коммерсантов было более чем достаточно, в большинстве случаев проблема утилизации временных строений стоит сейчас довольно остро. Мы уже подключили к этой работе компании по переработке вторсырья. Однако только вокруг МКАДа — 5–6 тысяч контейнеров. А на всех рынках, санкционированных до 2013 года, было 47 тысяч торговых мест, подавляющее большинство из которых — это тоже контейнеры.
— Окажет ли закрытие рынков существенное влияние на экономику области и на уровень безработицы в Подмосковье?
— Считаю, что нет. В Московской области катастрофически не хватает рабочих мест. В системе общественного питания — это кафе, бары, пункты быстрого питания, в системе бытового обслуживания — прачечные, химчистки. Необходимо на качественно новом уровне развивать и цивилизованную нестационарную торговлю. На все это есть открытый спрос со стороны жителей Подмосковья, а создание таких бизнесов не столь затратно. Министерством потребительского рынка и услуг разработана нормативная база, которая мотивирует создание дополнительных рабочих мест во всех этих сферах. Таким образом, на стороне бизнес-сообщества и дефицит целого спектра потребительских услуг, и поддержка со стороны руководства региона.
Экономика региона, на мой взгляд, также не пострадает после закрытия несанкционированной торговли. Налоговые отчисления как от управляющих компаний, так и от предпринимательской деятельности на розничных рынках в бюджет Московской области минимальны. Не секрет, что большая часть доходов таких торговых объектов является теневой, в связи с чем и необходимо привести всю эту торговлю в соответствие с законодательством, сделав ее более качественной, цивилизованной и действительно доходной для региона.