А что если такие мощные снегопады ликвидировать еще на подступах к Москве, как это делается с дождевыми облаками в праздники? Ведь в советское время при Мосгордоруправлении был даже свой аэродром для этих целей. С него регулярно вылетали самолеты с целью уменьшить снеговые облака. Цель оправдывала средства — самолетное топливо и реагенты, которыми посыпались снежные небесные «шапки», обходились гораздо дешевле городской казне, чем чистка и вывоз снега с улиц.
Бывший мэр Юрий Лужков незадолго до отставки также ратовал за то, чтобы провести уже в современных условиях эксперимент по уменьшению снегопадов. Но к нему не прислушались.
Насколько сложно было бы разгонять снежные облака? С этим вопросом мы обратились к директору ГУП «Агентство атмосферных технологий» Виктору КОРНЕЕВУ.
— Технология немного отличается от той, что используется в разгоне летних, более локальных кучевых и грозовых облаков, — говорит Виктор Корнеев. — В мороз мы не применяем порошковые реагенты. Они хороши только для облаков вертикального развития, которые образуются в основном в теплое время года. Зимние же облака — слоистые, которые мы могли бы обрабатывать жидким азотом или гранулами сухого льда. Но эти реагенты хороши только тогда, когда облако имеет высоту до 700 метров. Образования до 2 км имеет смысл «обстреливать» пиропатронами с йодистым серебром. Но иногда бывает, что для серьезных облаков требуется применение одновременно трех реагентов: «обстрел» горящими пиропатронами, посыпка гранулами и задымление жидким азотом.
— Дождевые облака проливаются дождем на подступах к Москве. С зимними — та же технология?
— Конечно. Реагенты в основном отбирают у облака влагу, заставляя быстрее «проливаться», не дойдя до Москвы. Но есть и другая технология. Она заключается в том, чтобы, наоборот, заморозить облако путем увеличения обычной дозы химикатов. В таком случае оно, не давая никаких осадков, просто пролетает мимо. Но такой способ очень дорогой, требующий много расходного материала, и в борьбе с зимними атмосферными образованиями, которые растягиваются на большие расстояния, как правило, не используется. Небольшие дозы реагентов для повышения влажности — самый оптимальный способ.
— Большой получалась бы экономия?
— Эффект рентабельности работ возрастал в 2–3 раза.
— Так что же сейчас мешает это сделать?
— Нужно решение властей плюс нормальный авиационный парк. Иначе как-то непонятно получается: на праздники мы облака разгоняем, а ради приличной экономии в сфере дорожного хозяйства и уменьшения пробок — не можем.
Но пока снеговые облака не разгоняют, и фактически во время снегопадов все горожане стали заложниками коммунальных служб: если у тех получается сработать вовремя и на совесть — то вроде ничего, идем и едем. А если нет — то каждый разруливает катаклизм собственными силами, по мере своих возможностей. Между тем на дворе XXI век, и бороться с обильным снегом только лишь лопатами, метлами и ломами совсем необязательно. Корреспондент «МК» поинтересовался, какие варианты борьбы со снегом предлагают москвичам современные техномаркеты.
В принципе обезопасить свой двор и прилегающие территории от снежных завалов и сугробов, оказывается, совсем не сложно и даже не слишком накладно. Ассортимент снегоуборочной техники исчисляется десятками разнообразных моделей на любой вкус и кошелек — от маломощных электрических уборщиков до вполне профессиональных снегоочистительных машин, которые отличаются от своих больших промышленных собратьев только размерами, маневренностью и нюансами управления. Цены на подобную технику начинаются от 10 тысяч рублей — за такие деньги можно купить небольшой электрический снегоуборщик китайского производства, который за непродолжительное время вполне исправно и качественно сможет очистить территорию небольшого двора. Правда, ход такой машинки ограничивается длиной электрического шнура и источником питания, поэтому наибольшим спросом у москвичей пользуются бензиновые снегоуборщики-самоходы: можно не задумываться об источнике питания, да и по мощности они дают фору любому электрическому снегочисту. Принцип уборки основывается на методе захвата: ковш чистильщика сперва «заглатывает» в себя снежную кашу, после чего «выплевывает» ее в определенном направлении на расстояние от 5 до 15 метров.
Несамоходные машины не рассчитаны на слежавшийся снег или кусочки льда — им под силу борьба только со свежевыпавшими осадками. Зато некоторые модели снегоуборщиков имеют фары для работы в темное время суток и даже функцию подогрева рукояток, чтобы у хозяина машинки не мерзли руки.
Самый востребованный ценовой сегмент мини-снегоуборщиков — 30 тысяч рублей. Более дешевые электрические модели, которые горожане главным образом приобретают для уборки собственных дач и загородных участков, сегодня в дефиците: их поставляют на заказ, и ждать такую машинку придется от двух недель до месяца. Более дорогая техника есть в наличии, так что встречать грядущие февральские снегопады — а они, по прогнозам синоптиков, обещают быть не менее обильными, чем январские, можно во всеоружии.
Кстати, на плановом еженедельном совещании у мэра Москвы его заместитель по вопросам ЖКХ Петр Бирюков рассказал, что в ближайшее время владельцев магазинов, офисов и других городских зданий в законодательном порядке обяжут заботиться о прилегающих территориях — убирать снег и грязь, устанавливать урны, следить за порядком и чистотой.