Где же у них кнопка?
— Александр Станиславович, по какому принципу идет замена поездов на линиях метро? Почему по «транзитной» Кольцевой линии, где пассажир проезжает в среднем
— Замена подвижного состава — это не аморфный выбор, а строгий расчет, основанный в том числе на сроке службы вагонов. По Кольцевой линии до замены ходили составы, срок службы которых подходил к концу. К тому же разработана целая стратегия, которая увязывает замену с необходимостью пополнения парка на определенных линиях — в основном тех, которые продлеваются.
— Если линия удлиняется, ей требуется больше поездов?
— Безусловно. Увеличивается расстояние, пассажиропоток — а значит, нужны дополнительные составы. В этом году будут открыты три новых участка на трех линиях. Первым, к сентябрю, заработает перегон "Новогиреево"—"Новокосино«. Поэтому сейчас мы заменяем на Калининской линии составы-«полосатики», отслужившие свой срок, на вагоны серии
— Новые вагоны — с кнопкой на дверях?
— Вы имеете в виду кнопку, нажав на которую пассажир дает команду на открытие дверей? Да, новые вагоны поставляются с кнопками, но они отключены. Мы проанализировали и решили, что в условиях московского метро это нововведение невозможно и бесполезно.
— Даже в полпервого ночи, когда в вагонах немного пассажиров?
— Пока пассажиры не приучены пользоваться этими благами цивилизации. Для пожилых людей, например, эта кнопка точно будет бесполезна, они наверняка побегут к соседней открытой двери...
— Почему вы так думаете? За границей же, где кнопки на дверях установлены повсеместно, люди не бегают к соседним дверям!
— Там люди привычные. Зато я наблюдал, как туристы бегают к соседним дверям. Причем не только российские туристы. А зная наших людей, боюсь, что будут удары по дверям. Поэтому будем открывать все двери.
— Может быть, провести разъяснительную работу через СМИ?
— Даже если разъяснить пассажирам что к чему, пользование кнопками повлечет дополнительное время на стоянку. А его у нас нет. График в московском метро настолько интенсивный, что задержка даже в несколько секунд тянет за собой сбой на всей линии. Вот, например, следующая линия, где запланирована замена «полосатиков» на новые,
«Москва достойна иметь лучшие в мире поезда метро»
— В этом году ожидается также открытие станции «Пятницкое шоссе» на Арбатско-Покровской линии. Какие поезда закупаете на нее?
— Участок "Митино"—"Пятницкое шоссе« — второй, запланированный к открытию в 2012 году. Туда дополнительно закупаем «Русичи»
В конце 2013 года за станцией «Пятницкое шоссе» вводится новое депо. Его открытие решит две важные задачи. Во-первых, в нем будет единая ремонтная база для «Русичей» (поезда этой серии ходят по Арбатско-Покровской, Кольцевой, Филевской и Бутовской линиям). А во-вторых, самую протяженную в метро Арбатско-Покровскую линию сейчас обслуживает одно депо, 1936 года постройки. Больше половины составов ночью отстаивается не в депо, а в тоннелях. Это создает проблемы в обслуживании тоннельных сооружений, путей, составов — трудно проводить уборку, техобслуживание. Но со следующего года 90% поездов на ночь будут заходить в депо, и проблемы будут сняты.
— Но 10% составов все равно будут стоять в тоннелях?
— Да, но вовсе не из-за нехватки места в депо. 10% — это так называемый технологический отстой: поезда равномерно распределяются на протяжении всех линий. Станции метро открываются рано утром, почти в одно время, и пассажир не должен ждать, пока из «Митино» поезд приедет на «Площадь Революции». Значит, составы к утреннему выходу на линию должны находиться и у «Митино», и у «Площади Революции», и у «Кунцевской».
— Третий участок, который откроется до конца года, — "Красногвардейская"—"Братеево«. Значит, на Замоскворецкую линию тоже будут поступать
— Нет. Будем передавать на Замоскворецкую линию «полосатики», которые еще не выработали свой срок, с Калининской линии.
— Снова пассажирам «зеленой» ветки не повезло...
— Почему же? Им повезло, возможно, больше, чем остальным. Просто нужно немного подождать. Дело в том, что после 2015 года именно по Замоскворецкой ветке пойдут концептуально новые составы, которые будут включать все новейшие разработки. Я уверен, что Московский метрополитен достоин иметь самые лучшие поезда. Мы проанализировали мировой опыт и начали разрабатывать технические требования на новый подвижной состав.
Учитываются два основных момента. Первый — технический. При развитии метро требуется все больше и больше обслуживающего персонала, который надо найти, обучить, взрастить. Сейчас самое дорогое, что у нас есть, — высококвалифицированные работники. И с каждым годом все сложнее обеспечивать необходимое количество профессионалов. Если раньше из 100 пришедших на работу в метро отбор проходили 90 человек, то сейчас тенденция прямо противоположная:
Как пройти в библиотеку, подскажет подземная навигация
— За рубежом стараются использовать устройства, которые требуют технического обслуживания по минимуму — например, подшипники, которые проходят миллион километров без всякого обслуживания, после чего просто меняются. Московское метро тоже пойдет по этому пути?
— Да, это экономически целесообразно и надежно. Есть безмасляные компрессоры, асинхронные приводы, которые не требуют обслуживания. При этом в новых поездах мы предусматриваем диагностику поезда на ходу. «Умная» система будет сразу планировать обслуживание и ремонт.
— С техникой разобрались. А каков второй момент, предусмотренный концепцией нового поезда?
— Очевидно, что снижения пассажирской нагрузки в метро не будет. Поэтому нужно физически увеличивать место и предусматривать возможность рассредоточения людей. Значит, надо уходить от составов с автономными вагонами. Поезда должны быть со сквозными проходами по всему составу. Обратите внимание: на Кольцевой линии срединные вагоны забиты пассажирами, а головной и хвостовой — полупустые. Так происходит, потому что на Кольцевой линии все выходы — в середине, и люди не хотят терять время, добираясь потом из конечного вагона в центр платформы. Если поезд будет проходным, пассажир, которому ехать не одну и не две станции, сможет пройти в хвост поезда и спокойно занять место. А перед своей станцией пройти к нужному выходу. Кстати, мы хотим сделать первые поезда со сквозным проходом на базе
— Кто будет разрабатывать и поставлять новые поезда?
— С 2014 года проведем отдельный конкурс на поставку. Интерес со стороны мировых фирм — производителей подвижного состава (среди них «Метровагонмаш», «Сименс», «Бомбардье», «Хёндай») — огромный. Кто победит в конкурсе, тот и будет поставлять для нашего метро поезда.
— Почему в современных составах барахлят кондиционеры? На той же Кольцевой линии в новых вагонах открыты форточки.
— Есть такая проблема. К сожалению, две иностранные фирмы, которые поставляют кондиционеры, не адаптировали свое оборудование к условиям московского метро. Это первый массовый опыт работы кондиционеров в интенсивном режиме при условиях далеко не идеального энергоснабжения. Номинальное напряжение в сети метро — 750 вольт. Но оно может скакнуть и до 930, и, напротив, до 720. И потом не забывайте, что система кондиционирования в транспорте куда сложнее, чем в зданиях. Постоянный режим работы, вибрации, электромагнитные помехи, разные температурные режимы, большая загрузка вагонов, разный поток пассажиров. Мы вместе с поставщиками работаем над исправлением ошибок.
— Будет ли московское метро менять систему навигации?
— Обязательно. Мы планируем в новых поездах установить над каждой дверью жидкокристаллические мониторы, которые будут показывать полезную информацию. Перед выходом из поезда пассажир увидит, например: направо — переход, налево — эскалатор, вверх прямо — выход в город, справа — театр, слева — магазин. Осенью опробуем эту систему на трех новых поездах Калининской линии.