Один из самых знаменитых клиентов получил среди риелторов прозвище Остап Бендер XXI века. Каждую весну на протяжении многих лет по просторам Рублево-Успенского шоссе гуляет человек в белоснежном спортивном костюме. Он представляется таинственным американским миллиардером Майклом и все время хочет одного и того же — приобрести элитный особняк. Несмотря на десятки просмотров, до самой сделки дело так ни разу и не доходило: то дом не понравился, то срочные дела заставили вернуться в США, то вдруг одолела внезапная болезнь.
Чем занимается Майкл по жизни между показами, до сих пор остается неизвестным. Но и его самого, и ставший уже знаменитым и узнаваемым белоснежный костюм брокеры периодически встречают в общественном транспорте Москвы. А каждую весну он снова и снова оказывается на просмотрах дорогих особняков.
Следующая категория граждан, способных развести даже опытных риелторов, — это сектанты. В прямом смысле. Члены различных псевдорелигиозных организаций придумывают очень правдоподобные легенды, всегда одеты с иголочки, ездят на дорогих машинах и ведут себя вполне адекватно. Есть лишь одно обстоятельство, способное насторожить внимательного брокера: такие клиенты всегда настаивают на встрече с собственником. Получив «доступ к телу» хозяина особняка, псевдопокупатель начинает с традиционных вопросов о доме и ловко переводит разговор на отстраненную тему (например, о работе и семье). Беседа завершается всегда одинаково — рассуждениями о смысле жизни и призывами ознакомиться с деятельностью разного рода фондов. Были случаи, когда сектанты как опытные психологи уговаривали хозяев вступить в ряды «избранных» и переписать на организацию свое имущество.
По весне в различные риелторские агентства столицы поступают заявки с просьбой подобрать несколько элитных домов для правящей верхушки таинственных африканских республик. Покупателей интересует недвижимость стоимостью от 8–10 млн долларов. Они просят выслать им коммерческие предложения по нескольким объектам с подробным фотоотчетом и уверяют, что примут решение дистанционно. Проблемы начинаются на этапе заключения сделки. Клиенты выражают готовность заплатить, но исключительно наличными и обязательно в аэропорту одной из стран Евросоюза. И вот незадача — деньги из своей африканской республики они вывозят незаконно, поэтому им нужно заказать чартерный рейс, оплатить который сами они по непонятной, но очень уважительной причине не могут.
Таинственные покупатели просят агентство перевести на их счет «незначительную», по меркам сделки, сумму в 3–5 тысяч долларов. Никто из брокеров еще не рискнул одолжить клиентам эту сумму, но времени на обработку подобных заказов тратится немало.
Несколько лет подряд риелторов осаждает дама преклонного возраста, якобы желающая приобрести элитный дом в ближнем Подмосковье. Агенты называют клиентку не иначе как «бриллиантовая бабушка». По легенде, она пережила бурную молодость за границей и, будучи подругой европейского миллиардера, скопила громадное состояние. Однако миллионы не смогли составить ей счастья на чужбине и унять тоску по родине, поэтому на старости лет она решила вернуться в Москву и купить здесь «родовое гнездо». Бабушка регулярно выезжает на показы особняков, старательно выбирает дом и выражает желание заключить сделку хоть завтра, но с одним условием: оплачивать недвижимость она будет бриллиантами, оставшимися после бурной и яркой молодости. Эти нестандартные условия, правда, выясняются уже после показов. Желающих получить коллекцию бриллиантов вместо денег до сих пор не нашлось.
Есть люди, которые хотят приобщиться к красивой жизни, почувствовать себя элитой общества. Как правило, это семейные пары из спальных районов Москвы с доходами ниже среднего. Некоторые из них верят, что смогут притянуть в свою жизнь богатство, если притворятся состоятельными людьми. Такие семьи приезжают на старых машинах российского производства, объясняя, что это автомобиль кого-то из обслуживающего персонала, а их Maybach или Bentley находится в ремонте. Клиенты осматривают дом с особым пристрастием, замеряют жилые и нежилые помещения рулеткой и переживают, что в гараж может не войти очередной Rolls Roys. При этом они искренне удивляются, когда видят посудомоечную машину или измельчитель мусора. А открывающиеся по хлопку шторы и подавно повергают их в шок.
— Последняя группа потенциальных клиентов — самая сложная для распознавания, — рассуждает директор департамента загородной недвижимости компании «Метриум Групп» Илья Менжунов. — Отсутствие дорогого авто или брендовой одежды необязательно говорит о том, что человек неплатежеспособен, и опытные риелторы чаще всего отрабатывают такие заявки. Например, однажды покупатель приехал смотреть элитный дом на такси, при этом был настолько странно одет, что хозяин особняка отказался впускать его даже на территорию участка. Я объяснил клиенту причину срыва показа, он отреагировал вполне адекватно и в следующий раз приехал на просмотр уже в дорогом костюме, на иномарке премиум-класса последней модели, с водителем.
В результате сделка состоялась — мужчина приобрел дом за 3,5 млн долларов. Как выяснилось позже, покупатель был главой крупной компании и никогда в жизни не водил автомобиль. Зарабатывать большие деньги он стал в очень солидном возрасте (ему было за шестьдесят), когда менять привычки уже поздно.
— Еще один пример. В прошлом году к нам поступила заявка от очень молодого человека (ему было 20 лет), который интересовался объектами за $12–15 млн, — вспоминает Илья Менжунов. — Сначала нам показалось, что клиент не сулит ничего, кроме потерянного времени. К этому времени покупателю уже отказали в нескольких риелторских компаниях Москвы, в чем он сам признался. Брокеры либо не хотели даже обсуждать с ним возможную покупку, либо наводили справки через соцсети и, видя, что уровень его дохода не соответствует цене объектов, прекращали диалог. Тем не менее мы решили организовать для него показ и в результате заключили сделку на $12 млн. Молодой человек оказался помощником крупного бизнесмена, но почему-то упорно не желал признаваться в этом.
Далеко не всех странных на первый взгляд покупателей стоит воспринимать несерьезно — делает вывод эксперт. Не стоит идти на поводу у своих первых впечатлений, какими бы абсурдными ни казались запросы клиентов.