В Москве живет 22 тысячи человек с патологиями опорно-двигательного аппарата, 15 тысяч — слабовидящие и слепые, 6,5 тысячи — глухие и слабослышащие. Именно этим людям жизненно необходима безбарьерная среда. По данным Департамента социальной защиты населения, в 2013 году на ее создание из столичного бюджета было выделено 1,5 млрд рублей. Однако факты говорят сами за себя. Увидеть маломобильных горожан, свободно гуляющих на улицах столицы, по-прежнему можно нечасто. Участники конкурса по проектированию универсального дизайна городской среды пытались понять, почему это так. Для этого они вышли на улицы столицы вместе с экспертами, в качестве которых выступили люди с разными видами инвалидности.
Сделанные в процессе прогулки наблюдения и легли в основу десяти проектов, которые были представлены 17 марта в Центральном доме архитектора. Участие в конкурсе приняли студенты МАрхИ и МГСУ, которые в течение недели слушали лекции приглашенного из бостонского Института дизайна, ориентированного на человека, профессора Джоша Сэфди. Некоторые молодые архитекторы задумались об идеальном городе и поделились футуристическими идеями. Другие — сконцентрировались на решении прикладных проблем. Студенты МАрхИ, например, предложили создать так называемый «городской поток». Информационные табло, городская навигация, расписание транспорта, датчики движения призваны помочь маломобильным горожанам, но в то же время гармонично вписываются в среду.
Все десять групп отметили недостатки городской среды, в которой есть множество барьеров — плохое качество дорог, недоступные и даже опасные для маломобильных горожан подземные переходы, непродуманные пандусы. Заметили это и победители конкурса — команда МАрхИ с экспертом Александром Зайкиным, который полностью ослеп к 12 годам. Но акцент они сделали на создании среды, в которой приятно проводить время всем без исключения – детям, туристам, маломобильным горожанам.
В столичных дворах студенты предложили обустроить уличные библиотеки с зонами для чтения вслух, площадки для рисования, лепки и творчества, рекреационное пространство «Память воды», где каждый горожанин может безопасно гулять в непосредственной близости к воде. В то же время эти пункты должны стать местом общения всех горожан — с инвалидностью и без.
Ряд специалистов предлагает использовать сочинский опыт обслуживания инвалидов. В транспортной дирекции Олимпийских игр «МК» рассказали, что Олимпиада и Паралимпиада явились своего рода катализатором для внедрения новых технологий в обеспечение безбарьерной среды. Напомним, что специально к зимним Играм были изготовлены автобусы «ЛиАЗ» и «ГолАЗ». В каждом из них было оборудовано по три места для колясочников. А для проведения Паралимпийских игр количество мест для инвалидов увеличилось до пяти. На туристических и междугородных автобусах «Круиз» и серии «Вояж» установлены подъемники кассетного типа. Такие технические решения раньше не использовались на автобусах российского производства и на сертифицированных в России импортных машинах.
Функция электронного управления уровнем подвески, позволяющая опускать и приподнимать автобус, облегчает посадку и высадку всем категориям пассажиров. Для удобного въезда инвалидных колясок предусмотрена специальная механическая аппарель. В соответствии с требованиями Международного олимпийского комитета автобусы оборудовали подъемниками кассетного типа и системой «Говорящий город», которая через специальное устройство, напоминающее плеер, сообщает слабовидящему или слепому пассажиру, какой автобус подошел на остановку, по какому маршруту следует и открыты ли его двери для посадки.
Председатель регионального отделения Всероссийского общества инвалидов Валерий Тимошкин пользовался подобным транспортом в олимпийском Сочи. «Выезжаешь из санатория, транспорт приходит по графику, водитель помогает подняться», — рассказал он.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
О наиболее проблемных участках города «МК» поговорил с создателем турагентства для маломобильных путешественников Игорем Гаковым:
— Проблемные зоны видны не только эксперту по безбарьерной среде, но и любому думающему человеку. Понижающие бордюрные камни в местах переходов по всему городу выложены неправильно. Тактильная плитка в Москве просто небезопасна. Помимо того, что она не помогает, а наоборот — дезориентирует слепых и слабовидящих людей, плитка опасна для остальных. Такой скользкой плитки я не встречал ни в одной европейской стране. В метрополитене так до сих пор и не смогли решить вопрос с тактильной плиткой, предупреждающей о близком крае платформы. Подземные переходы на улицах имеют чудовищные углы наклона, подвластные разве что паралимпийским спортсменам. У нас каждый человек для нормальной жизни обязан быть очень сильным. Надземные переходы оснащены лифтами, но зачастую не работают. Если говорить о московском метро, оно остается под запретом для маломобильных людей. Попасть на станции невозможно. Переходы между линиями недоступны. Очевидно, что без скоординированных действий настоящих экспертов процесс правильных изменений может занять десятилетия.