27 декабря Игорь Галай одолжил микроавтобус Volkswagen Transporter у своего друга — машина понадобилась ему для переезда. Он перевез вещи и вернул автомобиль. Однако после зимних праздников хозяин микроавтобуса позвонил Игорю и сообщил, что пришел штраф на пять тысяч рублей. Галай честно переоформил на себя постановление и решил разобраться, в чем он виноват. Как оказалось, москвич попал в объектив одной из дорожных камер, когда ехал по проспекту Андропова в сторону центра. Нарушение Игоря заключалось в том, что он въехал в пределы ТТК на своей машине днем, тогда как согласно постановлению правительства Москвы въезд туда для грузового транспорта в это время запрещен.
Галай удивился, ведь по документам Volkswagen Transporter является легковым автомобилем. Каким же образом машина оказалась в рядах грузовиков? Ответ на этот вопрос нашелся в постановлении правительства Москвы от 22.08.2011 №379-ПП «Об ограничении движения грузового транспорта в городе Москве». Пункт 2.1 гласит, что въезд в пределы ТТК автомобилей грузоподъемностью более 1 тонны запрещен с 7.00 до 22.00. Однако Игорь вспомнил, что понятия «грузоподъемность» в Правилах дорожного движения, единых для территории всей России, нет в принципе — там есть лишь термин «масса без нагрузки» (пустая машина) и «разрешенная максимальная масса» (предельно допустимый вес автомобиля вместе с пассажирами и грузом). Однако московским чиновникам этого, очевидно, показалось мало, и они самостоятельно ввели новый термин «грузоподъемность», равный разнице между разрешенной максимальной массой автомобиля и его массой без нагрузки. В случае Галая они, очевидно, вычли из 3000 кг («разрешенная максимальная масса» автомобиля Transporter) 1600 кг («масса без нагрузки») и получили 1400 кг, которые, по мнению чиновников, делают эту машину грузовиком.
Таким образом, автомобили, значащиеся легковыми согласно ПДД (в первую очередь большие внедорожники и фургоны), по воле столичных чиновников неожиданно «превратились» в грузовые машины и стали облагаться соответствующими штрафами. А ведь правом вводить термины наподобие «грузоподъемности» обладает лишь Правительство РФ (путем внесения поправок в ПДД).
Следующее, на что обратил внимание Игорь, установленные на обочинах МКАД и ТТК дорожные знаки, регламентирующие въезд грузовиков в столицу, из-за которых на него наложили штраф. Это комбинация знака «Въезд запрещен» (в просторечье — «кирпич») и трех табличек — «Вид транспортного средства» с изображением грузовика, «Время действия» и «Для а/м грузоподъемностью более 1 тонны без пропуска». Последняя очень удивила Галая — ведь ее просто нет в ПДД! Выходит, по всей Москве развешаны дорожные знаки, попросту выдуманные чиновниками из мэрии, а это — прямое нарушение закона. Кроме того, такое странное обозначение фактически позволяло грузовикам с пропусками от столичного Департамента транспорта проезжать под «кирпич». А это в принципе невозможно, так как согласно ПДД ни одному пропуску не под силу отменить действие «кирпича». Наконец, согласно стандартам ГОСТ знак «Въезд запрещен» не может сочетаться с табличкой «Вид транспортного средства». Получается, что такая комбинация знаков, которая сплошь и рядом встречается на МКАД и ТТК, явно противоречит закону. Более того — она существенно увеличивает риск возникновения ДТП на дорогах: для любого водителя «кирпич» — безоговорочный запрет на движение. Вполне возможно, что, оказавшись на МКАД, шофер, особенно иногородний, заметив на обочине знак «Въезд запрещен», сразу же «инстинктивно» начнет останавливаться и лишь потом заметит под ним кучу табличек, объясняющих, для кого именно он установлен.
Собрав все эти факты воедино, 20 февраля Игорь Галай подал исковое заявление в Мосгорсуд с требованием признать незаконным злополучное постановление столичного правительства. В случае неудачи москвич готов дойти до Верховного суда. А если Галай одержит победу, то многие водители легковушек смогут избежать несправедливых штрафов.