Москва исторически возила пассажиров не только в свои анклавы (Зеленоград, Куркино, Рублево и т.д.), но и в ближайшие города Подмосковья — Реутов, Красногорск, Балашиху, Химки и т.д. Таких областных маршрутов у Мосгортранса больше 70, многие появились 20–30 лет назад, когда о суверенитете регионов еще никто не помышлял. На линиях, стартующих от станций метрополитена, основной пассажиропоток составляют жители Подмосковья, ездящие на работу и просто по делам в столицу. Например, автобус от метро «Новогиреево» до Реутова ежесуточно перевозит 17,8 тыс. человек, а от «Тушинской» до Красногорска — 10,2 тыс. Всего областными маршрутами Мосгортранса ежедневно пользуются более 265 тыс. пассажиров, около 50% из них — льготники.
В течение многих лет к деятельности городского перевозчика не было претензий, однако в конце прошлого года область вдруг решила объявить все автобусы Мосгортранса, проходящие по ее территории, вне закона. «На первой же остановке после пересечения границы входят проверяющие и устраивают разборку, на каком основании осуществляется перевозка. Якобы у нас должна быть маршрутная карта, но такого документа на маршрутах, работающих не один десяток лет, никогда не существовало», — говорит водитель 8-го автобусного парка, курсирующий между столичным районом Давыдково и совхозом Заречье Одинцовского района. Ситуация, по его словам, порой доходит до абсурда. Людей высаживают в мороз прямо на полпути. А штрафы за незаконные перевозки выписывают всем подряд, включая директора парка, руководителя Мосгортранса и самого водителя. Не удивительно, что водители последнее время отказываются выходить на линии и просят о переводе на другие, более спокойные маршруты. «Дело не только в деньгах, — поясняют собеседники «МК», — а в административном правонарушении. Кому в трудовой биографии нужно это «черное пятно»?»
На конец января общая сумма штрафов, выписанных за якобы незаконные перевозки, перевалила за 40 млн руб. Причем больше всего предписаний получили наиболее востребованные у пассажиров маршруты: «метро «Речной вокзал» — аэропорт «Шереметьево», «метро «Планерная» — аэропорт «Шереметьево», «метро «Митино» — ТЦ МЕГА Химки», автобусы, следующие из Москвы в Москву (например, от «Планерной» в Куркино) и имеющие остановки на территории области.
В мэрии говорят, что подобный прецедент уже имел место в 2009 году на маршруте «улица Абрамцевская — Поведники», но тогда область быстро признала свои действия неправомерными, а замминистра транспорта региона Блудян разъяснил, что для исторических маршрутов «наличие маршрутной карты не обязательно, поскольку они осуществляют перевозки пассажиров с предоставлением мер социальной поддержки без заключения договора на конкурсной основе». Сейчас по сути ничего не изменилось, однако все попытки столичных чиновников достучаться до области ни к чему не привели. Более того — областные суды первой инстанции, куда обратился Мосгортранс, начали выносить решения не в его пользу.
«Непонятно, почему вдруг эти маршруты, существующие несколько десятилетий и исправно перевозящие людей за счет дотаций горбюджета, оказались незаконными, — недоумевает глава Мосгортранса Евгений Михайлов, — ведь транспортное законодательство Московской области последнее время не менялось. И процедура получения маршрутных карт для таких безконкурсных маршрутов, как у нас, в нем никак не прописана».
Непонятны и цели, которые преследует областные чиновники. Если город откажется возить пассажиров, их обслуживание ляжет на бюджет МО. В воздухе эти 265 тыс. человек не растворятся, а в оставшиеся на линиях автобусы других перевозчиков банально не влезут. Поэтому либо они будут добираться до ближайшей станции метрополитена пешком, либо области придется раскошеливаться на дополнительные маршруты. Есть, конечно, еще один вариант — привлечение коммерческих перевозчиков. Но тогда — никаких бесплатных поездок для пенсионеров и других льгот. Областному бюджету это, конечно, выгодно. А людям?
Как стало известно «МК», главы подмосковных городов (Химок, Реутова, Балашихи), а также Красногорского, Солнечногорского, Люберецкого, Подольского, Домодедовского, Одинцовского, Люберецкого и Наро-Фоминского районов уже получили предупреждения Мосгортранса о намерении приостановить обслуживание областных маршрутов «до решения вопроса о неправомерности наложения штрафных санкций». «Нас просят проинформировать жителей о намечаемых изменениях, но даже страшно представить, что за этим последует. Нас ждет социальный взрыв», — заявил газете один из адресатов.
Евгений Михайлов говорит, что Мосгортранс вынужден пойти на крайние меры, поскольку «штрафы множатся, а недовольство водителей растет». Тем не менее компромисс еще возможен: город согласен подождать с отменой маршрутов до первого дня весны.
К сожалению, получить оперативно комментарий от представителей области не удалось.