Конкурс на памятник таможеннику в Москве приобретает неожиданный поворот

Критики сочли образ Верещагина, выбранный жюри, далеким от идеала

Казалось бы, кто может сомневаться, что лучшая кандидатура для бронзового или гранитного воплощения — Павел Верещагин из «Белого солнца пустыни»? И отважный, и решительный, и мзду не берет. Но не всё так просто.

Критики сочли образ Верещагина, выбранный жюри, далеким от идеала

Конкурс на монумент объявила Федеральная таможенная служба РФ в прошлом году, а его результаты были объявлены еще в октябре. Победителем стал проект главы Домодедовской таможни Александра Попова: Павел Верещагин с наганом в руке тронул сердца членов сурового, но справедливого жюри. Само собой, на памятнике центральное место занимает его крылатая фраза: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно!»

Кстати, 2-е место занял проект также с Верещагиным — только там он стоит на баркасе за штурвалом, а что написано на штурвале, вы, наверное, и сами уже догадались.

Ну так вот, творческий конкурс на проект завершен и в скором времени всеми любимый киногерой в назидательных целях должен возвыситься во дворе Федеральной таможенной службы по адресу Новозаводская улица, д. 11/5. Думается, он будет иметь и важный воспитательный момент: ежедневные встречи высших чиновников ведомства станут напоминать им о честной и беззаветной службе Родины. А уже от них эта беззаветная преданность России передастся и на места — нижестоящим чинам.

В чем же загвоздка?

Другие участники конкурса, которым в творческом состязании повезло меньше, а также кое-кто и из самих таможенников, еще раз внимательно посмотрев «Белое солнце пустыни», пришли к выводу, что Павел Верещагин все-таки не такой уж и идеальный служака. По большому счету к нему тоже есть вопросы. А раз так, то не имеет этот киношный герой никакого морального права являться эталоном для молодой таможенной поросли.

Что же смущает критиков в биографии всенародного любимца? Помните, когда тов.Сухов спросил Верещагина про павлинов, гуляющих по его двору, тот ответил, что обменял их на свой служебный мундир — чиновника царской таможни.

«Разве можно равняться на такие безнравственные поступки? — спрашивают оппоненты. — Так уронить честь таможенного мундира! Нам нужен настоящий и реальный герой!»

Впрочем, нам не удалось выяснить, были ли среди представленных на конкурс другие прототипы Скорее всего, нет, широкая публика не знает настоящих героев-таможенников в сколь-нибудь обозримом российском прошлом. Как известно, гоголевский Чичиков одно время служил на таможне и там даже преуспел. Но, понятно, что он-то точно не пример для подражания.

Специалисты говорят про Ивана Калиту, жившего около 700 лет назад. В те далекие времена он вроде бы заложил в московском княжестве то, что сегодня называется таможенными сборами и квотами.

Однако он вряд ли так же любим и почитаем в народе, как Павел Верещагин. Да и эта его фраза...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру