Еще 40 лет назад это были небольшие деревеньки рядом с Химками: Филино, Бурцево, Новоселки, Молжаниново, Мелькисарово. 30 лет назад эти территории вошли в состав Москвы. Прошли десятилетия. Думаете, что-нибудь поменялось, кроме прописки в паспорте? Нет. Они и сейчас маленькие деревеньки. И дома там те же самые. И жители те же. Думаете, здесь появились какие-то столичные блага? Супермаркеты пешей доступности? Современные школы? Спорткомплексы? Нет, не появились. Хотя все-таки изменения есть. Но изменения эти — в худшую сторону.
СПРАВКА "МК"
Молжаниновский район (САО) находиться в 4 километрах от МКАД. Со всех сторон он окружен трассами федерального значения — Ленинградским и Международным шоссе. Название района происходит от деревни Молжаниновка, в 1984 году Молжаниновка и соседние поселения перешли в подчинение Московского городского совета депутатов, то есть официально стали Москвой. Население Молжаниновского района небольшое, около 3,5 тысячи человек. Этот район занимает первое место по площади территории на душу населения.
■ ■ ■
Каждое утро в деревню... простите, на улицу Новоселки (улицы в Молжаниновском районе носят деревенские названия. — Д.К.), въезжает водовоз и встает на центральной улице. Сюда начинают стекаться со всего района люди. Ведра, пластиковые пятилитровые канистры, даже коромысла старые еще используют. А вот старенькая бабушка в пыльном, кое-где проеденном молью драповом пальто ставит свои два ведерка на санки и медленно тащит их к своему дому. Водопровода в домах нет.
— Ой, сколько нам его обещают, уже устали слушать, — машет рукой москвичка Галина Михайловна Багаутдинова. — Я здесь с 1979 года живу. И всё обещают. Водокачка есть вот там, за полем, в Бурцеве (Бурцевская улица. — Д.К.), но дотянуть трубы до нас почему-то нельзя. Мы спрашивали в администрации — почему? Говорят — поле, которое нас разделяет, частное. И собственник против. На нем собирались построить элитный гольф-клуб, одно время даже бульдозеры работали, перекопали на нем всё, гор каких-то понасыпали. Ну, типа ландшафтный дизайн, но потом всё забросили. Так эти бугры и остались. Через это же поле жители Бурцева ходят пешком на автобусную остановку. Такой вот у них проспект, или бульвар, если хотите. Вот только его не украшают и не чистят. А зимой в сильную метель им приходится пробираться сквозь гигантские сугробы.
Это поле, по сути, единственное место досуга в московском районе Молжаниново. Ни кафе, ни дома культуры, ни даже мало-мальски приличного магазина здесь нет. Зимой по полю катаются на лыжах. Летом гуляют или идут в лес за грибами. Влюбленные парочки приходят сюда смотреть, как садятся и взлетают самолеты (прямо за полем аэропорт «Шереметьево»).
■ ■ ■
С магазинами в районе тоже беда.
— У нас только придорожный небольшой есть. И еще ларек. Но там цены огромные, и ассортимент скорее рассчитан на дальнобойщиков, чем на обычных жителей, — рассказывает Галина Михайловна. — Ближайший приличный супермаркет в Химках. На автобусе надо ехать. Раньше еще автолавка приезжала, сейчас уже нет. Никаких супермаркетов пешей доступности, о которых так много и так давно говорят. Кому мы тут вообще нужны?
Но в Молжанинове, по крайней мере, рядом находится Ленинградское шоссе, есть автобусная остановка, придорожные ларьки. А вот, например, на Бурцевской улице вообще глушь. Там самая настоящая глухая, богом забытая деревня.
Однако Ленинградка — это еще и постоянная головная боль жителей Молжанинова и в прямом, и в переносном смысле. Пробки, шум, гарь. Меньше всего повезло тем, у кого дома стоят прямо на шоссе. Время от времени гигантские фуры слетают с трассы под откос прямо к деревенским домам.
— Никаких заграждений, шумоизоляции и прочей защиты от шоссе у нас нет. Сколько мы писали про это, сколько просили — так ничего такого нам и не построили, — говорят жители. — Тем, кто там, у дороги, жить страшно, конечно. Многие сами возводят себе двойные заборы. Хоть какая-то защита. А что делать?
■ ■ ■
Практически все 3500 жителей района живут без газа, воды и цивилизованного отопления. Как и 100 лет назад, в холода спасают добрые русские печки.
— Я каждый раз, как по телевизору президент выступает про газ или идет реклама этого «Газпрома», аж валерьянку иду пить, — ругается Галина Михайловна. — Да что же это делается? За границу продают, а у нас, россиян, в домах газом даже и не пахнет! И это здесь, в Москве! Я вот недавно лежала в больнице, со мной в палате женщина была из деревни нижегородской. У нее глаза на лоб полезли, когда я ей сказала, что мы до сих пор углем топимся. Даже у них в глубинке дома на газу.
Галина Михайловна пригласила меня в дом своей дочери Валентины — показать, как они живут. Внутри аккуратный ремонт, небольшая кухня-прихожая. В санузле металлическая печка. Около нее как раз мы и нашли Валю, которая закидывала из черного, закопченного тазика уголь в топку.
— Сейчас морозы, — поясняет Галина Михайловна. — Топить приходится круглосуточно. Поэтому кто-то из семьи всегда должен быть дома, иначе все батареи перемерзнут.
Уголь в Молжанинове закупают через муниципалитет по специальной цене. Она существенно ниже обычной рыночной — примерно 1600 рублей за тонну. Но надо еще заплатить за доставку и за погрузку-разгрузку (по нынешним ценам около 5000 рублей). Инвалидам и ветеранам положены льготы.
— Считают по количеству членов семьи, — объясняет Валентина. — Вот у нас четверо человек — мы с мужем и двое сыновей, — положено на каждого по 2,4 тонны. Как правило, на зиму не хватает, особенно на суровую. Всегда запасаемся еще и дровами. Но мы с центральным отоплением никогда и не жили, так что не привыкать.
■ ■ ■
С медициной в Молжанинове вообще засада. Ее здесь нет! Амбулатория, построенная при СССР, сгорела лет 15 назад. Новой так и не построили. Одно время хотя бы был терапевтический кабинет прямо в здании районной администрации. С утра принимал взрослый врач, после обеда — детский. Но и это прикрыли три года назад.
— Нам сказали, что у здания нет лицензии, чтобы медицинские услуги в нем оказывать, — поясняет мне Валентина. — А в деревне у нас много бабушек пожилых. Представляете, что такое для них ради укола съездить на Смольную улицу (район метро «Речной вокзал». — Д.К.). 1,5–2 часа по пробкам в одну сторону! Так что болеть нам тут нельзя. Правда, «скорая» обычно быстро приезжает.
Зато в Молжанинове есть школа. Красивое старинное здание построено 100 лет назад еще помещиком Молжаниновым. Возводилось оно добротно, на века. И все это время верой и правдой служит местным жителям.
— Мы школу нашу очень любим, — говорят молжаниновцы. — Сколько поколений здесь выучилось! Она не такая, как все типовые здания. Небольшая, уютная, с просторными классами.
Правда, ни в советские годы, ни в XXI веке так и не сумели провести в здание воду и тепло. Сегодня, как и век назад, в школе печное отопление.
В сентябре 2013 года молжаниновская школа засветилась во всех новостях и прославила свой район на всю Россию. Дело в том, что спустя две недели после начала учебы школу попытались закрыть. Как это было обставлено, все жители района до сих пор вспоминают с содроганием. Прямо во время учебного процесса, сломав входную дверь, в здание ворвались судебные приставы в бронежилетах и с автоматами. Не дав закончить уроки, они обесточили здание и заставили всех выйти на улицу. Многие дети плакали и говорили, что, наверное, это террористы.
— Это был просто кошмар, — вспоминает мама одного из первоклашек Светлана. — Детям нашим предписано было ездить в Зеленоград. А это как минимум полтора часа в одну сторону. Мало того, что мы в поликлинику за тридевять земель ездим и в магазин, еще хотели и детей наших в пробки посадить. Новую школу в нашем районе собираются построить вот уже как 22 года. Но ее до сих пор нет. Проекты какие-то показывают постоянно, что-то обещают. А мы обещаниям уже не верим. Поэтому, когда над нашей столетней школой нависла угроза, мы сопротивлялись как могли.
Почему закрыть? Учителя и родители недоумевали. Ведь буквально в 2012 году на ремонт школы из городского бюджета было выделено 13 миллионов рублей. Внутри все оснащено на высоком уровне: интерактивные доски, прекрасный ремонт, новая мебель. У каждого учителя свой компьютер. В начале сентября на придворовой территории укладывали новый асфальт. Почему вдруг закрыть?
— Мы всей деревней устроили бунт, — вспоминают молжаниновцы. — Пришли в районную администрацию и сказали, что никуда не уйдем, пока нас в нашу школу обратно не пустят. Кто только не приезжал — и префект, и главный из департамента образования, и еще какие-то чиновники. В итоге нашли компромисс, наших детей посадили в химкинскую школу. Она тут недалеко, за железной дорогой.
40 дней молжаниновцы ходили в химкинскую школу. А потом, как говорят, Химки выставили счет.
— Правда это или нет, мы точно не знаем, — рассуждают местные. — Но скорее всего так и есть. Короче, вернули нас обратно в нашу школу. Какая-то новая комиссия собралась и дала разрешение эксплуатировать старое здание еще 18 месяцев. А что дальше будет — неизвестно. К строительству нового здания еще даже не приступали. Хотя нам клятвенно обещали, что уже 1 сентября 2014 года наши дети пойдут в новую школу. Ну, посмотрим...
■ ■ ■
Еще 5–6 лет назад в деревне было много живности — коровы, козы, свиньи.
— Сейчас только куры и утки кое у кого остались. А крупную скотину пасти стало негде, — сетует Валентина. — Огороды тоже не приносят урожая в последние годы. Земля устала, удобрять нечем (навоза нигде нет), рядом дорога с вредными выбросами. Так, цветы сажаем, ну и кусты кое-какие плодовые.
Хозяйством не обзаводятся еще и по другой причине: все 30 лет, что деревни присоединили к Москве, жителям грозят скорым выселением. Практически все три десятилетия.
— Нас постоянно обещают снести. Каждую весну чиновники говорят, что не надо сажать огороды. Скоро получите новые квартиры и не успеете урожай собрать. И так с 1986 года, — смеется Валентина. — Вот и думай, делать ремонт или не делать? Перекрывать крышу или так дырки залатать? Вырыть скважину или еще годик в ведрах потаскать? Года три назад последний серьезный «переезд» был. Вызвали всех в сельсовет, выдали список документов, которые нужно собрать на получение квартиры. А еще всех заставили деревья свои плодовые пересчитать (за них же тоже компенсация положена). Мы все побежали, собираться стали, кто-то даже успел имущество распродать — садовый инвентарь, котлы отопительные. Но потом все заглохло, и о переселении опять ни слуху ни духу. В конце прошлого года пришел новый глава района. И по традиции мы собрались — слушать про то, что с нами дальше будет. Говорят, здесь целый микрорайон многоэтажный собираются построить, торговые комплексы и даже какое-то легкое метро. Ну, мы послушали, послушали и пошли дрова на зиму готовить. Когда еще эта цивилизация до нас дойдет...
— А я и не рассчитываю уже в квартире пожить, — смеется Галина Михайловна. — Я уже старая, мне и здесь хорошо.
Цены на их нехитрую недвижимость смешные по московским меркам — не хватит даже на «однушку» в дальнем Подмосковье. Так и живут молжаниновцы как временщики. И когда все это закончится — неизвестно. Зато теперь они не одиноки в своих бедах. Таких москвичей, которые топят дровами и углем, с присоединением к Москве новых территорий в 2012 году стало еще на 200 тысяч больше. Многие из них наверняка обрадовались и рассчитывают теперь на московские блага...
P.S. На вопрос о перспективах развития района в районной управе Молжаниновского района нам ответили следующее:
«В настоящее время осуществляется разработка Концепции развития территории. Ее готовит и ГУП «НИиПИ Генплана Москвы». В 2014 году будет построена общеобразовательная школа по адресу: ул. Синявинская, 11, со сроком ввода в эксплуатацию до 01.09.2014. В разрабатываемую Концепцию развития территории района включены предложения по размещению объектов социальной инфраструктуры (городская поликлиника, два детских сада (на 108 и 220 мест), еще одна школа на 700 мест). Сроки строительства указанных объектов будут известны после выхода соответствующего постановления правительства Москвы».