Заменить в хозяйственных службах мигрантов на россиян предложил мэр Сергей Собянин. По инициативе городских властей в разных округах Москвы вместо ДЭЗов и других служб по уходу за территорией создаются государственные бюджетные учреждения «Жилищник» с собственным штатом сотрудников. Суть преобразования в том, что все кадровые процедуры осуществляются «в белую», соответственно, работать там будут российские граждане — жители Москвы, Подмосковья и прилегающих областей. В качестве «приманки» им предлагается довольно приличная зарплата в 25–30 тысяч рублей и сносные условия временного проживания. Для обустройства приезжих на территории города создаются быстровозводимые бытовые городки: есть где помыться, поесть и поспать. По предварительным подсчетам, для обслуживания каждого района Москвы в зависимости от его размера требуется от 1,5 до 2,5 тысячи человек. На сайте департамента труда и занятости сегодня можно найти порядка 6 тысяч вакансий на должность дворника. Оклад — 17 тысяч рублей.
В общем, дворники-россияне потихоньку начинают вытеснять своих иностранных коллег, однако все еще остаются для Москвы определенной экзотикой. Например, в Тверском районе Москвы дворников местного происхождения все еще только ищут — объявления о поиске кандидатов на эту вакансию там вывесили только 25 декабря. Для знакомства с одним из представителей российского дворницкого цеха пришлось ехать на северо-восток столицы, в Лианозово.
Дворник Василий Суковицин родился в Ереване. Ему 44 года. В Россию переехал в 90-е, когда развалился Советский Союз. Обосновался в Воронежской области - село Рождественское Поворинского района. Молодость его пришлась на смутное время, поэтому с образованием не задалось. На руках - диплом об окончании 8 классов средней школы. Поначалу работал сторожем на небольшом предприятии по месту жительства, а в 2007 подался в Москву и устроился дворником в одну из подрядных организаций, заключил трудовой договор. Работой своей доволен. Зарабатывает очень даже неплохо — порядка 40 тысяч рублей. Большая часть получки уходит на оплату съемного жилья, поскольку служебная площадь дворникам не полагается. В его обязанности входит уборка 1,5 участка придомовой территории, вывоз мусора из подъездов дома. В снегопад нагрузка увеличивается в разы. Убирать снег он выходит каждые четыре часа (так полагается по регламенту). Тем не менее на жизнь Василий на жалуется. Спецодеждой, инструментом обеспечивают, привык к разным погодным условиям.
Дворник района Фили-Давыдково Елена Кондратенко приехала в Москву из Белгорода в начале 80-х. Закончив на родине торговый техникум, она по распределению попала в гостиницу «Украина», где почти 12 лет реализовывала продовольственные товары. А в 1991 году пошла в дворники. «Уходить из «Украины» не хотелось, начальство с трудом отпускало, — вспоминает Елена, — но нам жилье нужно было». Елена получила однокомнатную квартиру, где живет до сих пор с мужем Николаем, который, к слову, тоже дворник, и двумя сыновьями. «По деньгам я не сильно тогда проиграла, — прикидывает Елена. — Разве что работы прибавилось». На плечах Елены и Николая Кондратенко — многоэтажка. Они моют подъезды, убираются на улице вокруг дома и чистят мусоропровод. Когда на столицу обрушивается снегопад, дворники и вовсе переходят на круглосуточный режим работы. «А что делать? — философствует Елена. — Работа у нас такая».
Николай приехал в Москву с Украины тогда же, в 1980-е. Познакомились с Еленой, в 1984-м сыграли свадьбу. До 2000 года Николай работал на хладокомбинате, а когда его закрыли, тоже пошел в дворники, поближе к жене. С тех пор так и живут.
— Мысли уйти были, конечно, — говорил Елена, — но у нас уже двое детей, да и возраст, знаете ли, уже не тот. Людей после 45 неохотно берут на работу. В общем, решили, что уходить нет смысла. А потом — привычка. Ничего не хочется уже менять.
По словам Елены, с 1990-х работа дворника не сильно поменялась: «Сейчас не хуже, не лучше, разве что техника появилась новая». При всей нагрузке дворник получает 20–30 тысяч в месяц. Более точная цифра, по словам Елены, коммерческая тайна.
— Ну, конечно, не шикуем, — говорит Николай, — но на хлеб с маслом хватает.
АНЕКДОТ ДНЯ
Первый москвич, устроившийся дворником вместо мигранта, столкнувшись с обильным снегопадом, заплакал и вернулся на работу в Академию наук.