Когда два года назад в Москве прошел первый сильный ледяной дождь и все улицы и тротуары города покрылись скользкой «стеклянной» коркой, в мэрии заговорили о реагентах, которые способны быстро и эффективно справиться с подобным капризом погоды. Искали вещество, которое было бы пригодно для использования на пешеходных зонах, тротуарах и во дворах, то есть максимально безопасное. На сегодняшний момент такой реагент нашелся — это так называемая соль муравьиной кислоты. Она производится из натуральных компонентов и, по мнению ученых, является наиболее экологически безвредной, хоть и не очень дешевой. Муравьиная кислота эффективнее других средств позволяет удалять лед с взлетно-посадочных полос и проезжей части дорог без вреда для окружающей среды. Она надежно защищает дороги и тротуары от снега и льда, при этом не загрязняет город, не портит обувь и почву и не вредит дорожному покрытию и зданиям. Муравьи и медузы используют подобное вещество для собственной защиты, а снегоуборочные службы в странах Скандинавии, Швейцарии и Австрии применяют эти химикаты для удаления льда с проезжей части, велосипедных дорожек и тротуаров — там, где требуется повышенная осторожность (к примеру, на бульварах с древесными посадками или в районах с исторической застройкой).
По заверениям руководителя Департамента ЖКХиБ Андрея Цыбина, в Москве уборка улиц, в том числе и их обработка противогололедными реагентами, осуществляется в соответствии со специальной технологией, которая одобрена государственной экологической экспертизой и Росприроднадзором, то есть имеет не региональный, а федеральный вес. Как объяснил Цыбин, все химические реагенты проходят оценку независимых ученых. Причем для обработки улиц рекомендованы сразу несколько веществ разных марок, которые нейтрализуют действие друг друга, то есть в совокупности оказывают минимальное влияние на окружающую среду. Суть технологии заключается в использовании определенного вида реагентов при конкретных температурах и в зависимости от количества выпавших осадков. В документе указываются и нормы расхода того или иного химического вещества. Например, при температуре 0…+1°С рекомендовано использовать твердые реагенты с мелкогравийным щебнем, чтобы не было наледи и дороги не скользили. Если температура понижается до -7 и осадки не превышают 7 см, применяются жидкие реагенты до 35–40 г на кв. м. Если же температура ниже -7 и опять же идут осадки, применяются комбинированные реагенты — жидкие и твердые одновременно.
Вся снегоуборочная техника имеет специальные дозаторы для распространения реагентов на улицах города. Норма устанавливается в зависимости от погодных условий. Дворники, кстати, тоже обязаны разбрасывать реагенты с помощью мелких ручных дозаторов. Это специальная конусообразная или цилиндрическая тележка с ручкой, куда засыпается 20 кг реагента. Вся работа — правильно определить дозу и провезти тележку по тротуару или двору. Может, кому-то легче разбрасывать из ведра, но это неправильно, и о таких случаях можно смело сообщать в управу или на сайт «Наш город». К слову, на 1 кв. м положено порядка 20 г реагента, не больше. За излишнюю щедрость дворников могут и оштрафовать.
— Задача Департамента ЖКХ — сплавить снег, — говорит Андрей Цыбин, — а вот цель ученых-экологов — найти некий консенсус между химическими свойствами вещества и их экологической составляющей, чтобы, с одной стороны, они плавили лед, с другой стороны, оказывали минимальное вредное воздействие на окружающую среду. Сегодня любой производитель реагента может обратиться в Росприроднадзор и попросить, чтобы в технологию включили его продукт. Мы специально сделали так, чтобы не было разговоров, что кто-то мешает или препятствует конкуренции, — мы, напротив, очень в этом заинтересованы.
По словам вице-мэра столицы Петра Бирюкова, на сегодняшний день жидкие и твердые реагенты по результатам открытых торгов поставляют Москве Пермь и Башкирия. Все это сертифицированные вещества, прошедшие российские экспертные комиссии. Который год на московский рынок пытается пробиться природный минерал бишофит из Волгоградской области (Волгоградский магниевый завод). Однако его забраковали на этапе федеральной экспертизы, как говорят, из-за несоответствия нужным экологическим параметрам. В результате к московским торгам этот реагент допущен не был, а производителям рекомендовали довести его до нужной кондиции.
Что касается хранения реагентов, то все базы сегодня переданы в одни руки — они находятся в ведении ГБУ «Автомобильные дороги». С прошлого года это предприятие является единственным заказчиком в Москве на поставку реагентов. Как заверили в Департаменте ЖКХ, все химикаты хорошо упакованы и находятся под контролем обученных специалистов. Радиоактивно опасных реагентов, по словам Петра Бирюкова, в Москве сегодня нет — вредные химикаты были запрещены еще в 2007 году, их передали на завод для утилизации, и сегодня их никто и нигде не применяет.
Обработку проезжей части улиц противогололедными реагентами коммунальные службы проводят, как правило, глубокой ночью, не позднее 5 утра — для того чтобы не создавать помех движению транспорта. В каждом округе к выбору средств относятся индивидуально. Москва — огромный мегаполис, и погодные условия могут быть разными даже в соседних районах. Решение принимается на основании показаний специальных датчиков температуры дорожного полотна, причем замер производится в разных точках. Учитываются влажность воздуха, количество осадков, которое выпадет на той или иной территории. Главная цель — обеспечить нормальное сцепление машин с асфальтовым полотном.
Кстати, само асфальтовое покрытие на многих улицах Москвы стало другим. Как заверили представители коммунальных служб города, в последние два года дорожное полотно делали на уровне немецких стандартов качества, беря поправку только на наши региональные погодные условия. Горожане часто жаловались на то, что дорожники «слишком много копают» — постоянно перекладывают вроде бы даже неплохой асфальт. «Да, перекладывали, — подтверждают коммунальщики, — но только в том случае, когда работа была выполнена некачественно. Всего дорожными фирмами было переделано по гарантии порядка 1 млн 200 тысяч кв. м дорожного полотна, причем переделывали работу двухлетней давности. Это связано с тем, что сегодня в Москве работает тройной контроль: сначала работу принимает сам заказчик, потом ОАТИ, и в завершающей стадии — Мосгорэкспертнадзор, располагающий мощными специализированными лабораториями. Если лабораторные исследования подтверждают, что асфальт соответствует заявленному качеству, только тогда дорожники получают оплату за проделанную работу. Кстати, дороги в Москве сегодня укладываются из материалов повышенной прочности. В качестве основы полотна используется материал габродиабас, прочность которого на 30% выше, чем у обычного щебня. Кроме этого при укладке асфальта используются только специальные битумы, а не остатки нефтеперегонного производства, как было раньше.
В случае сильных снегопадов москвичей тоже частенько просят отказаться от поездок на личном транспорте. В этом случае дорожная техника выходит на улицы города каждые два часа. Колонны снегоуборщиков идут, как правило, в сопровождении машин ГИБДД — конечно, все это сказывается на общегородской загруженности. Количество техники, необходимой для борьбы со снегом, определяют по специальным регламентным картам — на каждые погодные условия существует норматив. В такие дни город застывает в пробках. Но вины коммунальных служб в этом нет. В ряде европейских стран, как известно, в такие дни просто закрывают город для движения. В Москве к такой мере никогда не прибегали. Уже достаточно долгое время работа ведется по системе «чет-нечет»: при уборке определенной стороны улицы выставляется временный знак, и, если автомобилисты все-таки игнорируют его и оставляют свои авто на месте уборки, дорожникам приходится перемещать автомобиль в другое место с помощью эвакуатора.
Стоит упомянуть, что уборку городских улиц сегодня осуществляют за счет городского бюджета. Для этой цели создано десять государственных бюджетных учреждений в каждом округе столицы, которые занимаются уборкой дорог собственными силами, — ГБУ «Автомобильные дороги города». Работают там преимущественно жители Подмосковья и близлежащих российских регионов. До 40% рабочих трудятся вахтовым методом, то есть приезжают на работу на месяц-другой, после чего возвращаются домой. Для временного проживания рабочих городские власти создают все необходимые условия — предоставляют бытовые городки с нормальными условиями проживания, обеспечивают питание. Зарплату рабочие тоже получают неплохую — порядка 30 тысяч рублей за ставку. Для уборки улиц сегодня применяется довольно сложная техника, оснащенная электроникой. Поэтому и люди требуются подготовленные, квалифицированные.
Зимой на уборке улиц задействована в основном многофункциональная техника. Работают снегоуборщики с ковшами и щетками. Другой вид транспорта — это распределители реагентов, всевозможные погрузчики снега, малогабаритные тротуароуборочные машины. Вся техника оснащена сегодня электроникой и системой ГЛОНАСС. Использование электроники — одно из важнейших условий. Как пояснил Андрей Цыбин, электронное оборудование выполняет функцию «черного ящика» в самолете — оно нужно для того, чтобы можно было проконтролировать установки дозатора, расход реагентов на квадратный метр, а также сверить маршрутные листы. Некоторые из этих сведений дублируются системой ГЛОНАСС, так что уборочная техника находится под двойным контролем.
В предпраздничные дни поток автотранспорта в Москве ощутимо возрастает — до 500 тысяч единиц автомобилей в сутки. Дорожная ситуация в эти дни, как правило, бывает непростой. Так что коммунальщики призывают москвичей прислушиваться к прогнозам погоды и заблаговременно съездить за подарками, пока не случился очередной снегопад.