За последние два года доля отличников среди выпускников окружных школ выросла с 17 до 24%, 30 школ из Южного округа вошли в рейтинг лучших школ Москвы. В 13 из 16 районов округа есть хотя бы одна школа, вошедшая в рейтинг лучших школ города, то есть как минимум 80% населения ЮАО имеют одну, а иногда две или три качественные школы шаговой доступности от места жительства.
Мэр Москвы назвал столичное образование одной из самых открытых и прозрачных социальных отраслей города. Опубликованы рейтинги учебных заведений, публичные отчеты каждой школы, сметы доходов и расходов, введена электронная запись детей. Благодаря этому развеиваются многие предрассудки. Например, многие родители считают, что школьные педагоги мало зарабатывают. Между тем зарплата учителей в последние годы перевалила за 60 тысяч рублей, во многих школах педагоги получают по 65–67 тыс. рублей, это практически в 2 раза больше, чем было раньше. За последние несколько лет многие школы и детские сады были капитально отремонтированы. Буквально во всех школах округа появились игровые площадки и стадионы, образовательные учреждения получили новые компьютеры, интерактивные доски и другое современное учебное оборудование.
Процесс оптимизации образовательной сети в Южном округе начался более 10 лет назад. Тогда малокомплектные школы присоединялись к востребованным у населения образовательным учреждениям, таким как гимназия №1569 «Созвездие», гимназия №1527, лицей №1580 при МГТУ, центр образования №1450. С 2012 года началось объединение школ и детских садов в образовательные комплексы. Три образовательных учреждения округа — центры образования №548 «Царицыно», №556, №1998 «Лукоморье» — уже работали по этому принципу, имея в структуре дошкольное отделение. Практика их работы показывает, что такая образовательная модель вполне оправданна.
Сегодня в ЮАО создано 77 образовательных комплексов, кроме того, на территории округа функционируют 23 негосударственных образовательных учреждения. Число обучающихся и воспитанников одного учебного комплекса составляет от одной до двух с половиной тысяч человек, педагогический коллектив — от 100 до 300 человек. Новая модель образования имеет несколько плюсов: во-первых, в одном здании могут обучаться дети определенной возрастной категории, например с 1-го по 6-й класс или с 6-го по 11-й класс (в некоторых учебных заведениях есть возможность организовать три ступени обучения), во-вторых, педагогам и воспитателям легче оптимизировать педагогическую нагрузку, в-третьих, повышается финансовая эффективность образовательных учреждений, упрощается административное функционирование. Объединение школ и детских садов дало еще один положительный эффект — появились дополнительные места для дошкольников, причем в тех районах, где до этого сохранялся дефицит. Сегодня во многих образовательных учреждениях создаются управляющие советы, куда входят не только педагоги, но и родители. Это, по сути дела, местное самоуправление школы.