Ликсутов рассказал, что Дептрас проводит большую работу с машинистами метропоездов и водителями автобусов по повышению культуры обслуживания. В частности, с помощью психологов их учат правильно общаться с пассажирами и реагировать на разные внештатные ситуации. Ликсутов настаивает, что за последний год работа общественного транспорта в Москве, несмотря на увеличение количества пользователей, существенно не ухудшилась. А по некоторым параметрам даже улучшилась. В частности, количество технических сбоев в метрополитене по сравнению с 2012 годом сократилось на 16,5%, отмена поездов из-за неисправностей снизилась на 12,6%. Если поезд тормозит в тоннеле, то скорее всего это связано с некорректным поведением самих пассажиров. Поскольку метрополитен работает в очень интенсивном режиме, даже небольшая задержка отправления поезда (например, когда люди держат двери) вызывает сбой на всей линии. В этом году власти закупили для москвичей 342 новых вагона метро и более 800 автобусов и троллейбусов.
"Наземный пассажирский транспорт по-прежнему будет иметь приоритет на городских улицах. Проект реконструкции любой магистрали обязательно предусматривает создание на ней выделенной полосы", - подчеркивает Максим Ликсутов. К концу 2013 года протяженность выделенок составила 199 км, в 2014 году она возрастет до 250 км. При этом глава Дептранса признал, что на отдельных участках выделенные полосы могут быть отменены, если это требуется для более эффективной организации движения. "Как правило, такие моменты возникают при изменении дорожной ситуации: например, был установлен дополнительный светофор или разрешен поворот налево", - поясняет Ликсутов. В частности, реверсивная полоса будет отменена на отреконструированном Ярославском шоссе. Она никак не помогла увеличению пропускной способности этой магистрали, но зато аварии там стали случаться чаще. Однако в целом создание выделенных полос положительно влияет на траффик. Скорость движения автобусов и троллейбусов, по данным Дептранса, увеличилась на 30-40%.
С 1 января 2014 года проезд на общественном транспорте подорожает, но только для тех, кто редко им пользуется. Стоимость одной поездки на метро с Нового года составит 40 рублей, двух - 80 рублей. Сейчас пассажиры платят 30 и 60 рублей соответственно. Аналогично вырастут тарифы на проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях: разовый билет подорожает с 25 до 30 руб, на две поездки - с 50 до 60 руб. При этом цена многоразовых проездных и стоимость проезда по карте "Тройка" не изменится. Владельцы карты по-прежнему будут рассчитываться с метрополитеном, исходя из базовой стоимости 28 руб за одну поездку, с Мосгортрансом - 26 руб за поездку. В Департаменте транспорта подорожание "коротких" билетов объясняют выбором "наименьшего зла". По данным ведомства, ими пользуются менее 5% пассажиров, преимущественно приезжие. А подавляющее большинство москвичей покупают проездные на 60 поездок или пользуются "Тройкой". С момента запуска метрополитен реализовал 750 тыс карт "Тройка", количество валидаций по ним превысило 77 млн. "Это абсолютный мировой рекорд", - отмечает Ликсутов.
Повышая стоимость разовых билетов, чиновники рассчитывают полностью убрать очереди в кассы и тем самым разгрузить вестибюли. Новые тарифы будут действовать как минимум полгода, пообещал заммэра, уточнив, что по закону городские власти могут принимать решения об индексации два раза в год. В первой половине 2014 года будет разработана программа поддержки постоянных пассажиров. Им планируется начислять бонусы, которые можно будет конвертировать в бесплатные поездки или бытовые приборы.
В горадминистрации ожидают, что в следующем году количество пассажиров общественного транспорта увеличится. Одним из стимулов станет расширение с 25 декабря зоны платной парковки до границ Садового кольца и повышения платы за парковку внутри Бульварного кольца др 80 руб в час. По словам Ликсутова, префектуры обязаны отчитываться перед Дептрансом на что идут деньги, собранные за использование улично-дорожной сети, и как принимались такие решения. Первые отчеты показывают, что средства пошли на ремонт подъездов и благоустройство дворов, в одном из домов жители попросили, чтобы им произвели замену газовых плит. "Никаких ограничений по использованию этих денег на нужды жителей нет, - подчеркивает Ликсутов, - Теоретически они могут использоваться на установку шлагбаумов для перекрытия дворов и создание внутридворовых парковок". Вместе с тем, глава Дептранса не исключил, что резиденты платной зоны могут торговать резидентными разрешениями и годовыми абонементами, которые для них имеют стоимость 3 тыс.руб. "Мы дали право вносить в резидентное разрешение любую машину и не проверяем кому она принадлежит. Поэтому такая торговля может быть. Это остается на совести самих жителей", - заявил Ликсутов. На данный момент из 37 тыс семей, проживающих на территории между Бульварным и Садовым кольцом, заявки на оформление разрешений подали только 3,1 тыс. Таким образом, на "черный рынок" потенциально может выйти более 65 тыс. разрешений (с учетом того, что по новым правилам каждая семья может оформить два резидентных пропуска). Впрочем, власти надеются, что это не случится, и большинство пользователей по-честному приобретут месячные или годовые абонементы, стоимость которых для зоны внутри Бульварного кольца составляет 16 тыс и 160 тыс.руб, для Садового кольца - 12 тыс и 120 тыс.руб.