Творческая команда градостроителей специально отказалась в этом проекте от вычурных решений, пояснил Губернаторов. Триумфальная площадь — одно из главных мест столицы, поэтому кардинально менять ее облик — это банальное неуважение к истории. Другое дело, что сегодня площадь уже не отвечает потребностям горожан. Причем в первую очередь страдают пешеходы: ходить здесь не только неудобно, но зачастую и опасно. К примеру, чтобы от концертного зала им. Чайковского дойти до 1-й Брестской улицы, нужно обогнуть площадь буквой П, ведь сквозного пешеходного перехода в том месте нет. С учетом того, что по этому маршруту за час проходят от двух до пяти тысяч человек, на площади постоянно образуются пешеходные пробки. По 1-й Брестской неспешно прогуляться тоже не получится: пешеходы вынуждены идти друг за другом гуськом, пробираясь по узким тротуарам мимо машин. Сама Триумфальная площадь — это небезопасный аттракцион, где зазевавшийся горожанин рискует оказаться под колесами автомобиля. Ведь с четырех сторон площади организованы вполне легальные, но совершенно неудобные наземные парковки. А тем, кому захотелось перевести дух и отдохнуть, сидеть придется на неудобных лавочках напротив метро и созерцать потоки людей, поглощаемых подземкой. Ну а возле самого памятника Маяковскому, где регулярно собирались народные поэты и проводились чтения стихов, делать и вовсе нечего. Сейчас там нет ни скамеек, ни нормального освещения.
Предложенный архитекторами проект реконструкции изменит транспортные потоки. Автомобили с Садового кольца, как и прежде, будут уходить в тоннель или вставать на разворот. А вот сквозной проезд на 1-ю Брестскую будет закрыт. В результате улица объединится с Триумфальной площадью, образуя единый пешеходный маршрут. Кроме того, архитекторы предлагают организовать несколько новых наземных переходов по периметру площади, чтобы пешеходы не петляли в поисках зебры.
Внутреннюю часть площади, а это почти 6000 квадратных метров, авторы идеи хотят освободить от парковочных мест и замостить брусчаткой в едином стиле. Вместо уродующих городской пейзаж наземных стоянок они предлагают построить подземные паркинги. На крыши таких гаражей можно высадить деревья и кустарники в кадках, чтобы работникам из соседних зданий было комфортно проводить обеденный перерыв прямо под окнами своих офисов.
По всей площади будут «разбросаны» большие квадратные «постаменты» из дерева, на которых можно посидеть, а в летнее время и позагорать лежа. Единственное «модное» по внешнему виду решение — это светильники. Вместо привычных уличных фонарей под квадратными лежаками появятся круглые светильники с рассеянным светом.
Летние кафе и торговые точки тоже должны уйти с поверхности площади под землю. В этом проектировщиков окончательно убедила чайхана, которая была открыта в конце этого лета прямо напротив выхода из метро «Маяковская». Если проект будет реализован, вдыхать запах шашлыков или лакомиться суши граждане будут в подземных кафе.
Главная изюминка проекта — это «красная площадь» вокруг памятника. Это овальное углубление в Триумфальной площади будет использоваться как уютная сцена с амфитеатром, где любители поэзии смогут собираться и читать стихи или устраивать небольшие концерты. «Красная площадь» не помешает ни пешеходным потокам, ни метро, уверяют авторы проекта. Спустившись по ступенькам амфитеатра, пешеход сможет через стеклянные двери попасть в обитель общепита или на парковку. А зимой площадку можно будет залить водой и сделать каток. Сам Маяковский под землю не уйдет ни на сантиметр: под памятником появится дополнительный постамент.
Татьяна Антонова
МЕЖДУ ТЕМ
Прийти 28 ноября на митинг на Триумфальной площади призывает своих читателей популярный блогер и фотограф Илья Варламов. Требование митингующих — проводить архитектурный конкурс на проектирование всех знаковых общественных пространств в Москве.
«Началось все несколько месяцев назад. Мы обратили внимание, что Триумфальную площадь хотят реконструировать, и предложили провести архитектурный конкурс, — рассказывает Варламов в своем блоге. — Нас внимательно выслушали, но архитектурный конкурс проводить отказались. Вместо этого провели тендер, на котором выбрали проектировщика. Им стала компания, предложившая одну из самых низких цен и самые короткие сроки работ. Творческая часть практически не учитывалась. Так быть не должно. Ведь от выбора подрядчика зависят не только расходы городского бюджета, но и внешний вид города, который мы оставим нашим детям».
То, что власти Москвы согласуют митинг на Триумфальной, блогер не ожидал. Согласованное число участников — 192 человека. Если придет больше, организаторов митинга оштрафуют на 20 тысяч рублей. Несмотря на это, Варламов призывает прийти всех заинтересованных лиц: архитекторов, строителей, проектировщиков, «бабушек, детей и случайных прохожих».
КСТАТИ
«Я абсолютно уверен, что это связано с нашими упорными попытками добиться уведомительного характера проведения митингов, — сказал «МК» писатель и оппозиционер Эдуард Лимонов, неизменный участник выступлений на Триумфальной 31-го числа. — Поначалу там действительно предполагалась пешеходная зона, поставили скамейки, но последний раз у мэрии не выдержали нервы — они сначала поставили «Чайхану» как временную меру, а теперь собираются все переделывать заново. Власть все время надеется, что мы, смутившись, уйдем, а этого не происходит». Писатель также выразил сомнение в том, что паркинги на Триумфальной вообще можно убрать под землю: «Там станция метро «Маяковская», Садовое кольцо уходит под землю — просто нет лишних десятков метров».