Забрать за 17 минут

В Москве появилась сеть бесплатных перевозок

Что только не придумывают власти мегаполисов, чтобы разгрузить улицы от извечных пробок — платный въезд автомобилей в центр, как в Лондоне, поочередная система въезда на дороги «четные номера по четным дням, нечетные — по нечетным», как в Афинах, драконовские методы в Сингапуре в виде заоблачных цен на приобретение автомобиля или знакомые москвичам с 2013 года платные парковки… Народная инициатива при решении этих вопросов тоже существует. Так, в Москве появился социальный проект, связанный с бесплатными перевозками. За вами приедут в течение 17 минут и отвезут куда надо, причем совершенно бесплатно. Подчеркивая, что главным условием совместных поездок является добровольная и совершенно бескорыстная инициатива горожан, авторы проекта принципиально отказываются от слова «такси» применительно к своей деятельности.

В Москве появилась сеть бесплатных перевозок

 

На тысячу жителей столицы приходится около 400 автомобилей. Учитывая ежедневный приток личного транспорта из области, некоторые специалисты утверждают, что в день по дорогам столицы проезжают около 6 млн машин. При этом в среднем заполненность одного автомобиля, выезжающего на московские трассы, составляет около 1,3 человека.

Что если отрегулировать дорожный трафик, уменьшив количество одиночных поездок? Движения по совместному использованию автомобиля успешно существуют в США, странах Европы. У этой деятельности есть даже специальное название — Carpool (дословно — движение «полных машин»). В Москве эта идея только начала развиваться. Одной из таких инициатив стал проект «17 минут». Само название программы обозначает небольшой период ожидания: отправляя заявку на специальном сервисе, пассажир может рассчитывать, что уже через 17 минут окажется в пути. Поэтому в первую очередь идея рассчитана на людей, живущих в одном районе или каждый день проезжающих по одному и тому же маршруту: студенты одного вуза, коллеги или жители небольших городов, которые постоянно работают в столице. «Нереально представить себе, что вы голосуете на дороге и спрашиваете остановившегося водителя, подвезет ли он вас бесплатно, — говорит автор идеи проекта Сергей Макаренко. — Понятно, что в случае чрезвычайной ситуации он может и согласиться помочь, но в обыденной жизни результат, скорее всего, будет отрицательным. Суть проекта в возможности обратиться к водителям, находящимся рядом, с просьбой подвезти вас бесплатно. Это открытая система, функционирование которой зависит только от желания людей к ней присоединиться. Каждый человек может выступать и в роли водителя, и в роли пассажира».

Подходящего водителя можно найти по целому ряду критериев — на сайте размещаются фотографии автовладельца и машины с регистрационными номерами. Здесь можно узнать о наличии кондиционера, багажника и детского кресла, возможности курения и перевозки животных в салоне. Преимущества для пассажиров очевидны — бесплатный проезд до назначенного места в комфортных условиях. В чем же выгода водителей? Авторы проекта уверены, совместное использование автомобилей позволяет не только разгрузить дорожную сеть, но и спасает людей от чувства одиночества, которое так характерно для жителей мегаполисов. Так что, если и случится вам оказаться в пробке, то это время можно провести в компании интересного собеседника. Достаточно запустить на мобильном телефоне специальное приложение, пока будет установлен статус «Свободен», и система сама подберет ближайших пассажиров. Пассажир может формировать заявки непосредственно с сайта проекта. В стадии подготовки находятся мобильные приложения для пассажира, которые позволят ему не быть привязанным к компьютеру и отправлять заявку в любом месте.

Плюсов от совместных поездок много, но, как и у любого проекта, есть и минусы. Далеко не каждый сочтет передвижение по городу с чужим человеком для себя безопасным. Пожалуй, именно поэтому «карпульщиков» на территории России не так много. Чтобы избежать неприятных историй, участники движения «карпул» советуют не садиться в машину, если приехал не тот водитель, который зарегистрирован на сайте, или другая машина. От поездки стоит отказаться и сообщить о случившемся администрации портала. Также нелишним будет и предупредить родственников и друзей о маршруте, по которому вы едете, и передать данные подвозящей вас машины. Водитель также может принять решение — отвечать на заявку от конкретного пассажира или отклонить. Участники проекта считают, что возможность подвезти друг друга позволяет расширить круг общения. «Студенты — подвозите студенток! Пенсионеры — пенсионерок! Рабочие — служащих! Интеллигенты — крестьянок! Чиновники — хоть кого-нибудь!» — призывает сервер пассажирских перевозок.

Собственно, идея создать подобный сервер пассажирских перевозок возникла еще в 2010 году. Спустя год интернет-портал «17 минут» принимал участие в конкурсе лучших ИТ-идей для города, который проводил соответствующий департамент в рамках государственной программы города Москвы «Информационный город (2012–2016 годы)». В декабре 2011 года проект вошел в шорт-лист отобранных экспертами и интернет-сообществом 20 наиболее интересных инновационных задумок. Однако на этом все закончилось — дальше интерес к некоммерческому такси департамент не проявил.

В США такой способ разгрузки дорожной сети действует с 70-х годов. Тогда движение Сarpool появилось в Лос-Анджелесе. Начиналось все с объявлений в газетах — водители и пешеходы находили попутчиков, чтобы сэкономить на горючем и стоимости поездок. С появлением Интернета распространение «карпула» стало набирать обороты. Дошло до того, что инициативу совместного использования личного транспорта подхватили власти США: они не только призывают людей использовать одну машину, но и поощряют их «дорожными бонусами» — для легковых автомобилей с загрузкой больше одного человека существуют особые полосы движения, позволяющие без труда объезжать дорожные заторы в часы пик.

В Москве ситуация несколько иная. «В столице мало дорог, — говорит старший научный сотрудник центра экономики транспорта НИУ ВШЭ Екатерина Решетова. — Улично-дорожная сеть составляет 9% от общей застройки города. Для сравнения, в Лос-Анжелесе — 35%, в среднем по Европе — 20–25%. Поэтому в настоящий момент отдельные полосы для автомобилей с двумя людьми и больше вряд ли выделят».

Так что надеяться на то, что гражданскую инициативу подхватят «сверху» и московским последователям «карпула» предоставят преференции в виде, скажем, отдельных полос, в ближайшие годы точно не стоит. Но инициатива совместного использования автомобилей не только не наказуема, но, по мнению экспертов, весьма эффективна для снижения нагрузки дорог: «Это одно из немногих мероприятий, способных сильно изменить ситуацию, — продолжает Екатерина Решетова. — Безусловно, не само по себе, а в комплексе с другими мерами. Кроме того, подобные проекты увеличивают уровень сознательности и коммуникационную активность в обществе».

По мнению создателей сервера пассажирских перевозок, его можно использовать при проведении социальных и коммерческих проектов, благотворительных и волонтерских акций, в том числе для помощи маломобильным категориям горожан. Для начала, чтобы приучить москвичей к совместным поездкам, предлагается провести День без одиночных поездок, по аналогии с Днем без автомобиля. Если каждый автовладелец начнет бескорыстно подвозить для начала хотя бы коллег по работе, однокурсников, соседей, эффект уже будет ощутим.


Дарья Бурлакова

 

 

А КАК У НИХ?

Карпулинг (carpooling) на Западе имеет почтенную традицию. Совместное пользование частными автомобилями получило большую популярность в Соединенных Штатах в 1940-е годы, когда из-за Второй мировой войны автомобильное горючее сделалось дефицитом. Перебои с топливом, возникшие из-за нефтяного эмбарго, а также в связи с энергетическим кризисом 1979 года, вновь сделали карпулинг популярным в западных странах.

Правда, с падением в 1980-х годах цен на бензин упала и популярность совместного использования автомобилей.

И все-таки в последнее время развитие Интернета и мобильной связи вновь сделало карпулинг востребованным феноменом.

Совместное пользование авто помогает людям экономить деньги и бензин, снижает объем выбросов вредных веществ в атмосферу. «Загрязнение, трафик, проблемы с парковкой и поддержанием состояния дорог снижаются, — говорят сторонники карпулинга. — А люди могут делиться друг с другом опытом и оказывать помощь: выгодно всем!»

Один из крупнейших в мире сайтов, посвященных совместному пользованию автомобилями, хвастается тем, что благодаря ему экономится 500 миллионов литров бензина, перевозится 50 миллионов человек и предотвращается выброс миллиона тонн углерода. А пользователи этой системы сэкономили более 1,5 млрд евро. При этом в качестве бонуса указано то, что карпулинг помог завязаться тысячам знакомств и даже сыграть 16 свадеб. Ежедневно через этот сайт доступно 3,5 млн мест в автомобилях в четырех десятках стран мира.

Специальные приложения в Сети и в смартфонах позволяют оперативно выбрать себе попутчиков — пассажиров «подхватывают» по месту их локации. Некоторые сайты предлагают возможность лучше рассчитать маршрут, удобный как для водителя, так и для его пассажиров. Так, по состоянию на 2007 год во Франции насчитывалось 78 веб-сайтов, посвященных ковуатюраж (так по-французски именуется карпулинг). И с тех пор это количество явно выросло. О растущей популярности совместного пользования автомашинами говорит и тот факт, что правительство организовало первый День карпулинга во Франции 17 сентября 2010 года.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру