В спальных районах столицы пространства для привычной горизонтальной парковки действительно нет, уверены архитекторы Андрей Киселев и Елена Митрофанова. Придется либо отбирать у жителей зеленую зону, либо территорию дворов и детских площадок. Но во многих районах дома стоят буквой «Г», а в месте стыка образуется пустырь. Сейчас на нем реально уместить максимум 2-3 легковушки. Но даже эти ничтожные клочки земли могут стать полноценной альтернативой стихийных стоянок и громоздких гаражных комплексов. Проектировщики предлагают размещать в свободных местах около домов вертикальные автоматизированные парковки. По высоте такой гараж должен быть таким же, как и сам дом. На каждом этаже предполагается разместить по три автомобиля. Подниматься «домой» машины будут на специальном лифте. По подсчетам авторов проекта, участок площадью всего 46 квадратных метров рядом с двенадцатиэтажным домом даст возможность приютить минимум 24 автомобиля.
В спальных районах на окраине города и около МКАД архитекторы предложили возводить парковки прямо над дорогами. Проект надземных стоянок принадлежит Артему Укропову, Дарье Листопад и Кириллу Губернаторову. Авторы идеи считают, что территория рядом с проезжей частью и над ней никакого полезного потенциала для горожан не имеет. Ведь она не только загрязнена, но и недоступна для москвичей. Зато придорожная зона и сам воздух над трассой – это огромное пространство, которое можно задействовать для организации парковок. Проект предполагает установку модульных надземных конструкций над дорожным полотном, куда можно ставить автомобили. Парковка собирается как пазл, поясняет Кирилл Губернаторов. Причем модули могут быть и в виде прямоугольников для прямых отрезков шоссе, и в виде креста для перекрестков. То есть парковка станет надземным продолжением трассы. К тому же модули можно сделать разными по ширине, в зависимости от количества полос каждой дороги. Однако этот проект категорически не подходит для центра города. Ведь для того, чтобы организовать заезды на такую парковку, необходима буферная придорожная зона – широкие тротуары, трассы - дублеры или хотя бы газон. К тому же расстояние от дороги до фасадов домов должно составлять не менее 12 метров. Для заезда на надземную стоянку через небольшое расстояние будут установлены рампы или однополосные пандусы. А люди смогут подняться на парковочный уровень как по лестнице, так и на лифте. Более того, такой паркинг может быть использован и для размещения торговых точек. К примеру, здесь можно продавать запчасти или автокосметику.
А нехватку стояночного пространства в центре города помогут решить парки, уверена автор проекта «Парк – паркинг» Ксения Лебедева. Многоярусная стоянка, уходящая на десяток этажей под землю, снаружи замаскирована под парк. Таким образом можно решить и проблему платных стоянок, и не загрязнять лишний раз столичный воздух.
Как стало известно «МК», альтернативные проекты городских паркингов уже переданы на рассмотрение московским чиновникам. Некоторые идеи градостроителей могут составить серьезную конкуренцию «народным гаражам» и подземным стоянкам в домах и бизнес-центрах. А может быть и вовсе положат конец стихийным парковкам во дворах и обочинах дорог.