Расширение зоны платной парковки, о котором 6 ноября объявил Департамент транспорта, не стало сенсацией. Сразу после выборов столичного градоначальника чиновники заговорили о неизбежности такого решения, ссылаясь на экспертные оценки и мнение общественности. Согласно соцопросам, 45% горожан положительно относятся к взиманию платы за парковку, что в мэрии расценили как высокий уровень поддержки и большой кредит доверия со стороны населения. А раз так, то грех было бы этим доверием не воспользоваться.
Как сообщил в среду глава Дептранса Максим Ликсутов, с 5 декабря парковка станет платной на территории Якиманки и Замоскворечья. А с 25 декабря плата за парковку распространится на другие районы внутри Садового кольца. Почему хвост кошки решили отрезать по частям, заммэра не прояснил. Очевидно, чтоб водители дольше мучились: видимых границ между столичными районами, как известно, нет, поэтому на первом этапе, когда Якиманка станет платной, а соседние с ней Хамовники нет, путаница неизбежна.
К новому году на УДС в центре Москвы будет создано 17,1 тыс. парковочных мест: 4,7 тыс. внутри Бульварного кольца и 12,4 тыс. между Бульварным и Садовым. Кроме того, водители смогут парковаться в капитальных паркингах, плоскостных стоянках и на парковках рядом с социальными объектами (школами, больницами, центрами соцзащиты), которые останутся бесплатными. Социальных стоянок между Бульварным и Садовым кольцом планируется организовать 30 штук на 1200 мест.
Параллельно с расширением зоны планируется увеличить тарифы за парковку. Внутри Бульварного кольца они вырастут с 50 до 80 руб. в час, т.е. сразу почти на 40%, в границах Садового будут установлены в размере 60 руб. в час. Это решение чиновники также приняли по рекомендациям экспертов, уверяет Ликсутов: «Они говорят, что места, которые максимально заняты в течение дня, должны стоить дороже».
Вместе с ростом часовых тарифов подорожают и абонементы. В частности, парковка в течение месяца внутри Бульварного кольца будет стоить 16 тыс. руб. вместо 10 тыс. руб., в течение года — 160 тыс. руб. вместо 100 тыс. руб. Внутри Садового кольца стоимость абонементов планируется установить в размере 12 тыс. руб. в месяц и 120 тыс. руб. в год. При этом уже купленные абонементы будут действовать до истечения срока, а жителей зоны платной парковки повышение тарифов пока не затронет. Оформить разрешение на бесплатное пользование парковочными местами в течение года они по-прежнему смогут за 3 тыс. руб.
Ликсутов считает, что проблемы резидентов, о которых они пишут в соцсетях, являются надуманными. «Из 8,5 тыс. владельцев автомобилей, зарегистрированных внутри Бульварного кольца, разрешения получили только 1,9 тыс. Из этого мы делаем вывод, что никаких проблем для паркования жителей нет», — подчеркивает он.
Чтобы узнать мнение москвичей по этому поводу, корреспонденты «МК» сами отправились на Якиманку.
«В пределах Бульварного кольца, думаю, это обоснованно. А на Якиманке — зачем? — удивляется житель района Андрей Евгеньевич. — Будут обманывать, будут вешать другие номера. С точки зрения обычного обывателя, это дорого: каждую неделю, если работаешь в центре и платишь 50 рублей в час, на парковку уходит 2,5 тысячи».
Недовольство со стороны москвичей вызывают не только фискальные меры.
— С введением платных парковок вам стало проще найти место для стоянки в центре? — спрашиваю у припарковавшегося на Большой Полянке Василия.
— Нет. Платных мест в целом не хватает. Парковаться где-то надо, а ездить на общественном транспорте пока еще нереально. Я был и в Берлине, и во Франкфурте — там платные парковки. Но цена парковки соответствует их зарплатам. У нас не так. Кроме того, неудобно пользоваться парковкой — например, у меня часто было, что отправлял эсэмэску, а она не проходила. Приходится искать другое место.
Менее эмоционально на новость о введении платных парковок реагируют те жители Якиманки, у которых есть дворы или подземный паркинг при доме.
Многие из наших респондентов принимают платные парковки как данность любого крупного города — так живет вся Европа. Но все они сходятся на мысли, что главное — правильно организовать эту систему: чтобы хватало мест, чтобы они не были очень дорогие.
Пока что и работа парковок внутри Бульварного кольца работает несовершенно. «Мы еще даже не поняли, хороши платные парковки или нет, — делится жительница арбатского переулка Ирина. — Да, теперь можно припарковаться в любое время, проще проехать по переулкам. Но до сих пор не понимаем, почему не действует бесплатный лимит в 15 минут. Многие жалуются, что оставляют машину на 5 минут, чтобы отвести ребенка в школу, а потом получают штраф».
Тем не менее власти готовы обсудить с гражданами возможные послабления парковочного режима.
В частности, Дептранс готов разрешить автовладельцам бесплатно пользоваться УДС в выходные и праздничные дни при условии, что они зарегистрируют свою машину на портале ведомства, а также оставят мобильный телефон и адрес электронной почты. Пресс-секретарь Департамента транспорта Алена Еремина сообщила «МК», что эта поблажка касается не только резидентов зоны, а вообще всех автовладельцев, имеющих московскую прописку. Кроме того, прорабатывается система бонусов для часто пользующихся платными парковками автомобилистов. За каждые 10 часов, оплаченных в течение месяца, один час парковки чиновники готовы давать им бесплатно.