Летом завершился первый этап реконструкции, направленный на повышение качества продукции: благодаря введению новых установок предприятие полностью перешло на выпуск дизельного топлива стандарта Евро-5 и бензинов со сверхнизким содержанием серы. По подсчетам специалистов, объемы вредных выбросов от автотранспорта в столичном регионе при использовании топлива Евро-5 к 2014 году в среднем снизятся на 25%.
Что касается воздействия на экологию непосредственно завода, то здесь москвичам объясняют следующее. Во-первых, кардинально меняется система очистки поступающей с завода воды от механических примесей. Если раньше очистка происходила в открытых водоемах методом отстоя и флотации, то с новыми очистными сооружениями содержание нефтепродуктов в сточных водах должно уменьшиться в 6 раз — до 1,5 мг на литр.
— Схема работы установки включает блок предварительной очистки, где происходит грубая очистка промышленных стоков от механических примесей, и блок физико-химической очистки, где производится тонкая очистка с помощью сепараторов, флотаторов и фильтров с ореховой скорлупой, — словно детектив, рассказывают специалисты предприятия. — После этого очищенные стоки, в зависимости от уровня очистки, попадают либо на Курьяновскую станцию аэрации, либо на блок дополнительной очистки, который оборудован 10 сорбционными фильтрами с активированным углем. При этом образовавшийся в результате очистки нефтезагрязненный осадок подается на блок обезвоживания, где при помощи центрифуг происходит его разделение на нефтепродукт и обезвоженный осадок (кек). Нефтепродукт подается на повторную переработку, а кек — на утилизацию. В планах — строительство еще и финальных очистных сооружений, которые позволят существенно снизить расходы воды: доочистить стоки предприятия и 80% использованной воды вернуть обратно на технологические установки МНПЗ.
Во-вторых, для контроля за состоянием воздуха сейчас на трубах МНПЗ началась установка элементов автоматизированной системы мониторинга выбросов. На эти приборы непосредственно из самих труб в автоматическом режиме попадают пробы дымовых газов. Здесь же происходит их анализ, и результаты измерений сразу выводятся на мониторы операторов технологических установок, дежурного химика, диспетчера по заводу и специалистов экологической службы предприятия, позволяя корректировать состав выбросов. Когда систему полностью внедрят, то не только природоохранные органы, но и любой москвич сможет в режиме реального времени получать информацию о качестве выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Как уверяют на заводе, реконструкция установки производства битума позволила снизить объем выбросов на 90%. Налив битума в автоцистерны стал герметичным и получил функцию всасывания паров: все вредные испарения теперь отводятся в печь и сжигаются. После реконструкции установки производства серы уже в 2014 году выбросы диоксида серы снизятся более чем в 10 раз, углеводородов С1-С10 — в 5 раз, сероводорода — более чем в 70 раз.
Особый ужас на жителей наводил чадящий факел нефтеперерабатывающего завода. Можно найти и такие комментарии: «В жаркое время года люди спят с открытыми окнами, а на юго-востоке Москвы задыхаются от выбросов НПЗ даже с закрытыми окнами — газы идут через вентиляцию домов, проблемы с органами дыхания…»
По этому поводу на предприятии говорят:
— Сокращение объемов газов, сбрасываемых на факел, и возврат их в производство является одной из наших главных задач. Сейчас построена факельная установка по проекту австрийской фирмы, одна из лучших в Европе. Она входит в состав общезаводской противоаварийной системы и способна работать в режиме ожидания. Это позволяет снизить объем сжигаемых газов на факеле и сократить время горения факела на 30% и более. Факельные установки являются неотъемлемой частью технологических схем нефтеперерабатывающих заводов и предназначены для обезвреживания путем сжигания опасных газов и паров. Причем заводская факельная система с одним действующим факельным стволом обеспечивает работу всего завода — в отличие от других нефтеперерабатывающих заводов, где используется 2, 3 и более факельных стволов. При этом сжигаемый газ на 90% состоит из водорода, который получается в результате вторичных процессов переработки нефти. А продуктом сгорания водорода, как известно, является вода.
По итогам модернизации, санитарно-защитная зона предприятия не будет пересекаться с территорией жилой застройки. Поживем-увидим.