Школьной успеваемостью заинтересовались профессор психологии из Университета Эрфурта Ральф Руммер и профессор Университета Кельна Петр Херцманн. Они провели работу со 137 шестиклассниками гимназий. Ученые проанализировали, как далеко от школы живут ученики, как долго они добираются до школы и обратно, сколько времени им требуется на выполнение домашних заданий, сколько времени остается на отдых и игры, а также как много дети спят. Все это немецкие психологи сопоставили с успеваемостью. В результате выяснилось, что чем дальше от школы ребенок живет, тем хуже его успеваемость.
В целом это неудивительно, ведь поездки в общественном транспорте или ежедневное простаивание в пробках просто выматывают малыша. Стоит помнить и то, что современные родители стремятся записать свое чадо в несколько различных кружков и секций. Соответственно, с самого раннего возраста ребенок чувствует себя «лошадкой», которая постоянно бежит по кругу, отвечая запросам родительского тщеславия, а на обычное детство с мультиками и велосипедами времени уже не остается.
Педагогический состав московских школ уверен в том, что учиться ребенок должен в шаговой доступности от дома.
«Дорога до школы — это прежде всего время и безопасность. Общественный транспорт и состояние дорог, пробки — на сегодняшний день это является проблемой и для детей, и для родителей, которые беспокоятся за своего ребенка и вынуждены сопровождать его до школы и обратно. Стоит задать вопрос: во сколько же нужно встать ребенку, чтобы приехать к первому уроку в школе, которую выбрали ему родители на другом конце города? И насколько этот выбор оправдан? — рассуждает директор ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1010» Ирина Жданова. — Сегодня образовательная система города Москвы построена таким образом, что качественное образование доступно для всех. И в каждом микрорайоне обязательно найдется школа высокого уровня».
По словам Ирины Ждановой, дети получают ровно такое же образование и учатся по таким же программам, посещая свою, так называемую «дворовую» школу. Только в этом случае они лишены утреннего стресса в общественном транспорте, высыпаются, находятся в безопасности и рядом с домом. Справедливости ради нужно сказать, что хорошая успеваемость зависит и от личной мотивации ученика. Однако это замечание справедливо только по отношению к старшеклассникам, которые должны думать о перспективах поступления в вуз. Маленькому ребенку трудно понять, почему он вынужден вставать в 6 утра и почему вечером у него не остается и минутки свободного времени.
Стоит отметить положительную динамику: по итоговым данным за этот год о записи в первый класс, родители все чаще начали записывать детей в близлежащие школы. К счастью, хорошие школы есть в каждом микрорайоне и нужда записывать ребенка в якобы «престижные» учебные заведения вдали от дома постепенно уходит.
По словам председателя экспертно-консультативного совета родительской общественности Людмилы Мясниковой, чем дальше находится школа, тем раньше надо вставать, соответственно, появляется недосыпание, а дорога выматывает всех, и особенно ребенка.
«По итогам 2013 года 579 школ подготовили от одного и более победителей и призеров городской олимпиады школьников. Эти школы равномерно покрывают карту Москвы, т.е. они есть почти в каждом районе», — говорит руководитель Департамента образования Москвы Исаак Калина.
Значит, получить хорошее образование рядом с домом можно. А гоняться за лучшей школой в городе и из-за этого поднимать ребенка на два-три часа раньше, теряя много времени в дороге, смысла никакого нет.