Как оказалось, для подобных прогулок по рельсам требуется специальное облачение. Подземка не делает различий ни для праздных зевак, ни для штатных работников: все надевают поверх обычной одежды оранжевые жилеты со светоотражающими полосками, на голову — ударопрочные кепочки наподобие тех, что носили французские жандармы. Журналистов переписывают поименно и инструктируют: руками не размахивать, к кабелям не притрагиваться, от провожатых не отставать. В московской подземке нетрудно и заблудиться: тоннели разбегаются во всех направлениях, как городские улицы. В два часа ночи отключается высокое напряжение на контактном рельсе, и гулять по подземному городу становится относительно безопасно. Правда, бдительность лучше не терять: время от времени по тоннелю проплывают тяжелые дрезины на дизельном ходу — собирают по станциям мусор или развозят запчасти для ремонта путей или коммуникаций. В глубине тоннеля зажигаются красные фонари — специальные предупредительные знаки, сигнализирующие о том, что на данном участке идут ремонтные работы. Бригады рабочих по три-пять человек оперативно включаются в дело: одни обследуют пути на предмет протечек, другие проверяют исправность автоматических стрелок, третьи тестируют подземную связь, четвертые измеряют параметры тоннеля — нет ли где отклонений от нормы на миллиметр-другой. Часто работы ведутся по итогам технической диагностики: специальная расшифровочная лента показывает, где необходимо устранить поломку или дефект.
Журналистов приглашают в один из тоннелей Кольцевой линии — от станции «Павелецкая» до станции «Добрынинская». Расстояние небольшое, чуть больше километра. Оказывается, оборудование проверяют в ходе подготовки к зиме. Холода метрополитену не страшны: в подземке всегда тепло, хотя тоннели ничем не отапливаются. Повышение градуса дают поезда при торможении — этой энергии вполне хватает на обогрев. Летом москвичи в подземке страдают от духоты: существующая система вентиляции, судя по всему, уже не справляется с охлаждением станций и тоннелей.
— Как правило, на перегоне устанавливается одна вентиляционная установка, — объясняет специалист метрополитена. — Она работает в разных режимах: на вентилирование, на приток воздуха, на дымоудаление. Все этапы работы регламентированы и согласованы с Роспотребнадзором и пожарной охраной.
— Средняя поездка пассажира в московском метро составляет 14,5 км и занимает порядка 20 минут — это статистика, — добавляет от себя Иван Беседин. — Люди большую часть времени проводят в поезде, поэтому мы стремимся создавать комфортную среду в вагонах при помощи кондиционирования. Я в курсе всех нареканий к работе климатического оборудования в новых вагонах. Но это было временное явление, период «притирки» — мы не имели права вмешиваться в работу импортных устройств. Сейчас французская фирма «Фейвели» — мировой поставщик климатического оборудования — открывает у нас сервисный центр для того, чтобы в случае поломок оперативно реагировать на устранение замечаний, так что следующее лето в метро будет прохладным, обещаю.
Рабочие проверяют состояние контактного рельса, измеряют сопротивление изоляции — от этого зависит скорость движения поездов. Плановая проверка оборудования происходит раз в 8 дней, при необходимости узлы подвергают переборке. На одном из участков рабочие помечают зону протечки. Такие течи подлежат цементированию и гидроизоляции, глобальное же подтопление московской подземке не грозит.
На равном удалении друг от друга в тоннеле установлены специальные телефонные трубки — это связь с поездным диспетчером. Судя по новизне защитных коробок, оборудование недавно обновляли.
— Раньше связь тоже была, но сейчас ее модернизировали — на смену релейным схемам пришла электроника, — поясняет специалист по связи. После чего тестирует новенькую трубку: — «Павелецкая—Добрынинская», первый путь, как меня слышно?..
Когда появляется заветный свет в конце тоннеля, журналисты спешат задать руководству метрополитена заготовленные вопросы:
— Когда наконец откроют станцию «Жулебино»?
— В октябре запустим точно, не сомневайтесь!
— Когда закончатся сбои на серой ветке?
— От «Петровско-Разумовской» проходит новая линия, ограничение с движением поездов было связано с проходкой под тоннелями в этом районе. С четверга движение поездов будет восстановлено.
— Насколько метрополитен готов к зиме и будут ли сбои, которых все боятся?
— К зиме в целом мы готовы. Все службы отработали самим добросовестным образом. Причины сбоев мы знаем, готовим резервный подвижной состав, дублируем электронное оборудование, которое дает сбои. Так что сложностей не боимся.