Люблино
Центр усадьбы — господский дом, летний дворец. Образец стиля классицизм допожарной Москвы. Рядом располагался комплекс театральных зданий усадьбы (театральная школа, театр и дом управляющего театром). Неподалеку — небольшое здание пансиона для дворянских детей, за ним, в глубине участка, — конный двор. Далее — похожее на дворец здание оранжереи. Барский дом был окружен роскошным тенистым парком. Чем глубже в парк, тем естественнее среда — темные чащи, холмы, ручьи. В 1918 году вся эта красота, мираж былой прекрасной жизни, национализирован. Усадьба используется под школу, отделение милиции, Дом культуры, а в годы войны — под жилье. В 1948 году усадьбу передали Гидрофизическому институту. В 1952—1957 годах главный дом был восстановлен и отдан Институту океанологии. В перестроечные времена все семь зданий усадьбы стали чьей-то частной собственностью. И использовались, разумеется, не под музей. В театральной школе, например, был клуб юных автомобилистов.
В 2005 году подмосковная усадьба Дурасова стала частью Московского государственного объединенного музея-заповедника, куда также входят село Коломенское, усадьба «Измайлово» и дворцово-парковый ансамбль «Лефортово». Два года спустя музею передали здание памятника «Театральная школа». После реставрации школа открылась. Два флигеля, одинаковые по архитектуре, соединены открытой галереей. Галерея — новодел. После автошколы здание больше напоминало офис, чем остаток былой дворянской роскоши. В одном флигеле Театральной школы предполагается создание постоянной музейной экспозиции о крепостном театре. В другом — создадут детскую театральную школу с учебными классами, залом для репетиций и показов спектаклей. Стоимость занятий озвучивают примерную — от 80 до 100 рублей плюс цена входного билета (30 рублей).
Сегодня усадьбу «Люблино» ежегодно посещает 75 тысяч человек. Некоторые здесь играют свадьбы. Дворянские замашки обходятся в 30 тысяч рублей. В конце концов, усадьба изначально создавалась для увеселения московской публики. Сделав исторический виток, она вернулась к первозданному — прием гостей и устройство праздников.
Останкино
«Памятник оглушительной степени подлинности. Не Павловск, собранный из пыли. Не Версаль, сто раз переделанный», — говорит об усадьбе директор Геннадий Вдовин. И не усадьба вовсе — здесь не было жилых помещений. Николай Петрович Шереметев мыслил с размахом. Мечтал создать энциклопедию в материале. Но денег на все задуманное не хватило. Построили только театр. С одной стороны, это прекрасный памятник классицизму. С другой, поделка из папье-маше, бумаги, холста, позолоты. Здание полностью деревянное, из сибирской сосны. Скромный декор оштукатуренных стен состоит из гипсовых барельефов. Никакого мрамора и гранита. В этом его уникальность и хрупкость.
Власти Москвы выделили 2,5 миллиарда рублей на реставрацию. И это только начальная стоимость работ. Проект масштабен. Пять-семь лет — минимальный срок для такой работы. Предстоящая работа — вызов реставраторам. Ничего подобного в мире еще не совершалось. По сути, мастера будут снимать рубашку, не расстегивая пиджак и не развязывая галстук. А потом надевать обратно. Ведь надо вылечить само тело здания. А тело непростое — тут не сруб, а напряженная конструкция. Дерево будет пролечиваться. Там, где оно безнадежно утеряно, — протезироваться. Задача — сохранить уникальную конструктивную схему. И показать ее публике после того, как откроется дворец. Обещают найти способ продемонстрировать посетителям, где старая древесина, а где новая.
Помимо самой усадьбы отреставрируют парк. Теперь это уже не 9,5 га, а почти 15. Небывалый случай: все привыкли, что у музеев отбирают землю, а тут добавили. Парк расстилается к западу от дворца за храмом Живоначальной Троицы. На его территории восстановят конный двор, оранжерею и несколько флигелей. Давно исчезнувшие постройки будут воссозданы по коллекции архитектурной графики.
Кусково
Несколько лет назад в Кускове закипела реставрационная работа. А Большой пруд словно испарился. Он не исчез. Тоже стал объектом реставрации. «Летний увеселительный дом» графов Шереметевых обрел ухоженный и нарядный вид. Хотя со стороны Кусково никогда не выглядело проблемной усадьбой, оно давно требовало масштабной реставрации.
Через пару лет шереметевское Кусково будет отмечать свое 300-летие. Проведенная комплексная реставрация в 1970–1980-х годах улучшила ее состояние. Но с тех прошло несколько десятилетий.
«Реставрация — процесс бесконечный. Можно годами ходить по кругу: отреставрировал Оранжереи, перешел на Дворец, затем на Грот, затем на Голландский домик. А там, глядишь, и снова надо Оранжереи приводить в порядок, — говорит директор усадьбы Сергей Авдонин. — Вплотную к реставрации мы подошли четыре года назад. Два из них ушло только на проекты. Почему не начали реставрацию раньше? Как-то Кусково обходили вниманием в последние десятилетия. Царицыно отстроили. А Кусково сгнивало. Наконец и к нам пришли деньги. Сравните, за весь 2008 год мы получили 1,5 миллиона рублей. Капля в море для реставрации. А за последние два года — 350 миллионов. Еще 150–200 потребуется для Грота».
В конце октября 2013 года будет завершена реставрация павильона «Эрмитаж» 1767 года постройки. Его планируют использовать как дополнительные выставочные площади для экспозиций экспонатов из собраний музея. Павильон предполагается оборудовать системой отопления и электрического освещения, отреставрировать фасад и медную кровлю. Также внутри павильона восстановят монументально-декоративную живопись XVIII века, фрагменты старинного паркета, а на крыше отреставрируют скульптуры и вазоны.
Полностью музей-усадьба «Кусково» никогда не закрывался. Посетители могли приходить и во время реставрации помещений, и во время чистки пруда. Каждый год сюда приходят до полумиллиона человек.