«Обсуждать шансы Сергея Собянина не имеет никакого смысла, — написано в докладе ФоРГО. — Очевидно, что он победит». На пресс-конференции, посвященной докладу и сделанным в нем прогнозам, профессиональные политологи всерьез заговорили о «заговорах социологов». Они упрекнули несистемную оппозицию в том, что она неграмотно проводит предвыборные опросы, чем вводит в заблуждение почтенный электорат. В отличие от социологических опросов, которые совершаются «по науке», штаб Навального, в частности, собирает мнение респондентов без всякой системы. Во-первых, опрашивает одну и ту же публику, во-вторых, совершенно не готовит волонтеров, в-третьих, подбирает не те места — словом, не соблюдает никаких правил изучения общественного мнения. Такие опросы называются у социологов «соломенными» и свидетельствуют только об одном: сколько бы людей ни опросили таким способом, сколько бы денег и сил на это ни затратили, результаты никакой ценности не представляют — верить этим прогнозам нельзя.
А кому же тогда стоит верить? Только профессиональным социологам, например, Левада-центру. Проводя опросы на улице, настоящие социологи выбирают людей разных возрастов и социальных групп, в разное время и в разном месте, ну и пользуются дополнительными инструментами, известными одним только профессионалам. По данным таких опросов, главный оппонент Сергея Собянина — Алексей Навальный — в лучшем случае наберет 10% голосов, и это будет для него большой победой.
В целом характеризуя предстоящие выборы московского мэра, политологи даже изобрели для них специальный термин — «референдумные». В отличие от реальных, классических выборов результат референдумных заранее предопределен, а победитель известен. Избиратель в таких выборах в первую очередь голосует «за» или «против» готового победителя, а чтобы проголосовать против — выбирает кого-то из числа остальных кандидатов. Те в лучшем случае борются за второе место, которое, возможно, добавит им политического веса и шансов продолжить политическую карьеру.
Уверенные в своих прогнозах политологи Фонда развития гражданского общества считают, что реальная избирательная кампания в мозгах электората начнется дней за 10 до выборов. А еще — что главным фактором для выборов мэра станет обычная явка избирателей. Что же касается какой-то «ненастоящести» предстоящих выборов, так называемых референдумных, то лучше такие, чем никаких, считают в ФоРГО. Во всяком случае, любые выборы всегда хороши для электората дополнительными бонусами и «пряниками». В каждом дворе, на каждой улице, в поликлиниках и больницах, школах и культурных учреждениях, на дорогах и в метро — добрые знаки активного агитирования москвичей. Так что жаловаться горожанам просто не к лицу!