«Мы возлагаем очень большие надежды на эту выставку, потому что законодательство Москвы пока не позволяет устанавливать такие автоматы в городе, — рассказывает директор компании по автоматизированной продаже молока Славяна Туманова. — В Московской области все проще: мы заключаем договор с сельскохозяйственным рынком или частным предпринимателем. Что касается уличной торговли в столице, таких возможностей пока нет. Поэтому рассчитываем, что правительство города сделает шаг навстречу».
Молочный автомат действительно «просит», чтобы на него обратили внимание. Он напоминает старый добрый киоск с козырьком. Те, кто не захватил тару для молока с собой, могут купить пластиковую бутылку в отдельном секторе. В остальном покупка упаковок с молочными продуктами не отличается от приобретения привычных снэков, а приобретение молока — от стаканчика кофе: покупатель выбирает продукт, количество литров молока, оплачивает покупку и ждет ее выдачи.
На автомате написаны дата и время дойки, единственная проблема — определить срок годности. Молоко меняется раз в сутки, цена составляет 40—50 рублей за литр в зависимости от размещения автомата. С каждым завозом обновляются дата дойки, информация о массовой доле жира и белка.
По словам специалистов, сомневаться в качестве товаров из автомата не стоит — конкуренция велика, вендинговые бизнесмены ориентированы на потребителя. Тот, кто нашел удачное место для торгового автомата, им очень дорожит. Найти площадь с адекватной арендной платой, где при этом автомат будет пользоваться популярностью, — большая удача, отмечают все предприниматели.
«Сейчас в Москве находится около 20 тыс. торговых автоматов. По сравнению с 2012 годом эта цифра увеличилась на 28%, — говорит и.о. руководителя департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. — Полностью перейти на вендинг очень тяжело, хотя опыт такой у Москвы был в 1970-е годы, когда в столице работал вендинговый магазин. В ближайшее время мы с нашими коллегами из городских организаций проработаем и предложим такой вариант жителям».
Изменился не только ассортимент, но количество мест для размещения автоматов: более 50 тысяч аппаратов можно установить в парках и природных территориях, подземных переходах, вестибюлях метро, остановках общественного транспорта. Однако говорить о том, что разработка концепции вендинга в Москве вызовет приток торговых автоматов на улицы, пока рано: не все предприниматели готовы выставить свои аппараты на свежий воздух.
«Проблема в том, что в России суровые климатические условия, нужно, чтоб аппарат был приспособлен к смене температур, — говорит генеральный директор компании «Профессиональные торговые автоматы» Станислав Баранов. — Вторая проблема — это вандализм».
Стоимость одного автомата довольно высокая, поэтому многие предприниматели предпочтут оставаться в помещениях и на охраняемых территориях.
В начале 2014 года будет разработан план первичной дислокации автоматов префектурами административных округов, после власти проведут первые аукционы по распределению мест для аренды. Пока схема размещения вендинга будет включать 10 тысяч мест. Величина задатка при проведении аукциона за один торговый автомат составит 30 тысяч рублей. В условиях дефицита торговых площадей и высоких арендных ставок вендинг может внести немалый вклад в развитие торговли. По данным Департамента торговли, годовой оборот автоматизированной торговли Москвы составляет 3—4 млрд рублей. В среднесрочной перспективе власти планируют установить в столице 90 000 торговых автоматов. Это позволяет экспертам оценить потенциал вендинга в Москве в 40 млрд рублей.