Строительство ЦКАД ранее предполагалось начать с севера и северо-востока - за Лобней, Пушкиным, Ивантеевкой и Ногинском. Однако после расширения Москвы правительство РФ решило форсировать сооружение ЦКАД на юго-западном направлении. Теперь приоритетным считается участок между федеральными трассами М-4 "Дон" и М-1 "Беларусь" протяженностью 64 км. К его строительству планируется приступить уже в 2014 году.
На совещании, которое в понедельник провел Владимир Путин, решалось, кто и как будет финансировать сооружение новой магистрали, главная задача которой - разгрузить стоящую в вечных пробках МКАД. Бюджетных средств хватает только на два участка дороги из пяти, да и то построены они будут только к 2020 году, сообщил министр транспорта Соколов. Поэтому правительство РФ предложило "распечатать" для ЦКАД Фонд национального благосостояния (ФНБ), куда в течение последних лет капали излишки нефтяных доходов. Всего из фонда на возвратной основе планируется взять 150 млрд. руб. Еще 73,8 млрд руб даст государство и 76 млрд руб - частные инвесторы. Этой суммы, по расчетам чиновников, должно хватить на сооружение участка протяженностью 290 км параллельно Малому кольцу бетонки и реконструкцию 50 км самого кольца. Использование "кубышки" позволит завершить строительство ЦКАД уже осенью 2018 года. Причем, не частично, а в полном объеме. Дорога будет представлять собой суперсовременную четырехполосную магистраль со скоростью движения 120 км в час.
Пока не подсчитано, сколько всего земель придется изымать у собственников по ускоренной "сочинской" схеме. (По северному и северо-восточному направлениям Автодор насчитал 606 участков частных лиц, подлежащих отчуждению). В понедельник Путин потребовал, чтобы этот процесс был максимально прозрачным и не вызвал социального напряжения в обществе. С крупными лендлордами власти планируют договариваться на общих основаниях. По словам президента, "попытки раздуть сметы нужно контролировать", а "спекуляции жестко пресекать". При этом государство приветствует участие в проекте частных инвесторов. Строительство ЦКАД не случайно разбили на пять пусковых комплексов. "Привлечь инвесторов на отдельные участки проще, чем на все кольцо", - пояснил президент.
Участие частного бизнеса означает, что новое автокольцо будет эксплуатироваться в платном режиме. Деньги будут взиматься со всех автомобилей за проезд по большей части ЦКАД, и только с грузовиков грузоподъемностью от 12 тонн за использование западного участка, который проходит по бетонке и не имеет дублера. Размер платы пока не определен. По словам Путина, он должен быть "доступным для граждан и необременительным для участников экономической деятельности". В документах Автодора сообщается, что увеличение доходов от сбора платы за проезд за счет строительства ЦКАД за период 2019-2020 г.г. составит 32,4 млрд руб.
Кроме того, на совещании обсуждался вопрос развития пригородного железнодорожного сообщения в Московском регионе. Путин пообещал сохранить субсидии федерального бюджета на строительство новой инфраструктуры, в частности, дополнительных главных путей на пяти приоритетных направлениях. Реализация этого проекта позволит до 2020 года запустить электрички в режиме наземного метро: поезда будут курсировать с интервалом 3-5 мин, время в пути до основных городов Московской области составит 25-30 мин. Ранее предполагалось, что государство откажется от субсидирования железнодорожной инфраструктуры, полностью переложив эти расходы на регионы.