Большой безбарьерный миф

«Доступную среду» для инвалидов делают без учета мнения самих инвалидов

«Развязки, которые вы строите, парки и дворы, которые благоустраиваете, и т.д. — все это прекрасно, но жить инвалидам-колясочникам в Москве очень тяжело. И одна из проблем — парковка машин» — так начинается обращение инвалида 1-й группы полковника в отставке Александра К. к Сергею Собянину.

«Доступную среду» для инвалидов делают без учета мнения самих инвалидов

Повод, по которому Александр (фамилия не названа по его просьбе) обратился к врио мэра, весьма актуален. Уже больше года в России действует федеральный закон о ратификации Конвенции о правах людей с инвалидностью. Однако, по словам самих инвалидов и их родственников, несмотря на многочисленные заявления властей о создании безбарьерной среды, за последние годы жить стало отнюдь не легче. В частности, обострилась проблема с парковочными местами: нередко в зоне с разметкой для специальных автомобилей можно увидеть посторонние иномарки, а инвалиды вынуждены платить за стоянку по полной.

С 2011 года была запущена программа «Доступная среда», но, по словам жены Александра, Елены, сейчас жизнь инвалидов даже усложнилась. В 2012 году вышло постановление правительства Москвы №636, которое лишило колясочников постоянных парковочных мест возле дома — металлических тентов. Это создает массу неудобств как самому инвалиду (в случае если он сам управляет автомобилем), так и члену его семьи, который, не найдя места у подъезда, вынужден сначала помогать инвалиду добраться до квартиры, а затем возвращаться и отвозить машину на стоянку. Обустройство парковочных мест было возложено на префектуру, теперь парковочное место для спецтранспорта инвалидов — это желтый знак и разметка на асфальте. В последнее время эти знаки рисуются все чаще, но происходит это без согласований с самими инвалидами и учета места их проживания.

«От моего подъезда до ближайшего такого знака 300 метров, — рассказывает Александр. — Знаки поставлены для галочки, а не под конкретного человека. Получается, что работа вроде бы ведется, а результата и, главное, системы по созданию действительно доступной среды для инвалидов нет. Когда возвращаемся вечером после 17–18 часов, найти место рядом с домом совсем сложно. А кто поймет, как тяжело моей супруге везти меня эти 300 метров до подъезда».

Кроме того, маркированные парковочные места часто заняты машинами, на которых нет опознавательного знака «инвалид», — должной работы по мониторингу ГИБДД не проводит. Хотя по Кодексу об административных правонарушениях водитель, устроившийся на не предназначенном ему месте, обязан заплатить штраф — в 2011 году сумма штрафа увеличилась от 200 рублей до трех–пяти тысяч. Но эта мера сама по себе инвалидам не помогает.

В Крылатском, где живут Елена и Александр, проживают 45 инвалидов-колясочников, всего порядка 10 тысяч таких москвичей. «Я согласен, — говорит Александр, — что прошлый тент-укрытие портил внешний вид придомовой территории. Но существует другой способ решения проблемы, который применяется во многих странах. Это адресная организация постоянного парковочного места для инвалида вблизи дома и обозначение его специальным информационным знаком. Все, что мы просим, — это установить рядом с подъездом дорожный знак «парковка для инвалидов».

Причем в префектуре и управе им готовы помочь, но нормативных документов, которые позволили бы это сделать, попросту не существует. «Органы исполнительной власти должны иметь соответствующее поручение мэра. А такого нет», — объясняет Елена.

Единственной реакцией на очередное обращение семьи пенсионеров стал внезапный приход дворника-таджика. «Он предложил написать краской на асфальте номер нашей машины, — вспоминает Елена. — Мы ответили, что это незаконно. Дворник сказал: вот и я так думаю. И ушел».

После у подъезда Елены и Александра появилось желтое пятно и две белые полоски разметки, сделанные не по ГОСТу. Пользы от этого мало — во время беседы с корреспондентом «МК» парковочное место снова оказалось занято. На этот раз там припарковался джип.

Подобная ситуация складывается и с парковкой в центре столицы. «Только недавно ездили с мужем в центр, пытались припарковаться на Новом Арбате, — рассказывает «МК» Елена. — Там много стоянок для инвалидов, но все они оказались заняты другими машинами».

В рамках проекта по введению платной парковки внутри Бульварного кольца 10% парковочных карманов на каждой стоянке выделяется под машины инвалидов. Москвичи уже отметили: с 1 июля, количество разъезжающих по центру машин со знаком «инвалид» поразительным образом увеличилось...

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Сотрудник региональной общественной организации инвалидов «Перспектива», руководитель проекта «Универсальный дизайн», Мария ГЕНДЕЛЕВА:

— Периодически мы проводим оценки доступности среды в Москве. То и дело встречаются недочеты, которые строителям незаметны, а для инвалидов оказываются принципиально важны: к примеру, правильный угол наклона пандуса или ширина наклонных полос для спуска. К этой работе просто необходимо привлекать экспертов и самих людей с инвалидностью, иначе пользы от этих устройств не будет. Самый распространенный стереотип в обществе, что человек с инвалидностью не самостоятелен, ему всегда нужен сопровождающий. Это не так: люди с инвалидностью ходят в кино, театры, на прогулки, в общем-то так же, как и все люди, другое дело — его возможности ограничивают неудобства среды. Сейчас мы работаем над проектом по универсальному дизайну среды. Это такой дизайн, который учитывает особенности всех людей, в том числе удобен для мам с колясками, для людей с инвалидностью и без».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру