Как стало известно «МК», спасти москвичей от глухоты решили специалисты общества защиты потребителей «Общественный контроль». Провести собственную проверку их сподвигли многочисленные жалобы жителей столицы на грохот в метро. В течение нескольких дней инспекторы ездили в московской подземке со специальным приборам, измеряя уровень шума в вагонах. Результаты оказались неутешительными. Так, при замере уровня звукового давления во время движении состава Таганско-Краснопресненской линии уровень шума превысил 102 децибел, что крайне небезопасно для органов слуха. Согласно санитарным правилам, шум в пассажирских помещениях должен достигать максимум 70 децибел. Наибольшие превышения уровня шума, как и ожидалось, выявлены в вагонах старого образца. Заставить руководство метрополитена избавиться от них правозащитники решили при помощи судебного иска.
- Покупая проездной билет в метрополитен, потребитель имеет право на получение качественной услуги и комфортную поездку. Вместо этого пассажиры вынуждены находиться в душных поездах с неисправной системой кондиционирования, подвергая органы слуха повышенной опасности и рискуя своим здоровьем, - считает юрист общества Олег Фролов.
Кстати, в 2010 году назад правозащитники уже обращался с иском к метро, поводом для жалобы стала запредельная жара, стоящая в некоторых составах. Тогда суд отказал в требованиях, сославшись на «экстремальные погодные условия» в городе. Чью позицию поддержат судьи на этот раз, зависит от выводов независимой экспертизы — ОЗПП уже обратился к нескольким лабораториям с просьбой провести исследование уровня шума в подземке. Правда, очередь из желающих пока не стоит, потому как эксперты-экологи отнюдь не уверены, что выводы окажутся аналогичными тем, к которым пришли инспектора общества.
- На уровень шума в вагоне влияет много факторов. Например, пустой вагон или переполненный — ночью и в час пик результаты могут сильно отличаться. Нужно четко разграничить гул от пассажиров и шум вагона. Также важно, по какому полотну движется — где-то полотно ровное, где-то тоннель подтоплен, к примеру, поэтому рельсы сдвинуты. То есть, на разных участках одного пути шум может быть разный. Для объективного исследования необходимо провести множество измерений — параллельных и последовательных, так что я бы не стал пока паниковать по этому поводу, - пояснил «МК» эколог бюро независимой экологической экспертизы «ТЕСТЭКО» Александр Кукса.
Наиболее достоверным, по мнению ученого, могут быть выводы исследования, проведенного в пустом вагоне на участке движения, занимающем по времени не менее получаса. Проще говоря, эксперт вместе со свидетелями и шумомером должны будут проехать в вагоне ночью с одного конца города на другой. В случае, если превышение шума подтвердится, суд сможет обязать руководство метрополитена заменить ветхие составы на новые.