Станцию "Фонвизинская" для "пилотной" экскурсии выбрали не случайно. Это классическая подземная стройка: на глубине 65 метров работы ведутся буро-взрывным методом практически вручную. Сначала проводится подрыв породы, потом отвалившиеся куски известняка собирают в вагонетки и поднимают на поверхность. Затем бурение и новый подрыв. "Работа очень тяжелая, - говорит Хуснуллин, - на такой глубине даже психологически находиться тяжело. Не все выдерживают".
Чтобы спуститься в шахту, проходим инструктаж: ничего не трогать, никуда от провожатого не отступать. Самая опасная вещь в тоннеле - бронзовый кабель напряжением 275 Вольт. "С непривычки все норовят за него подержаться, но поддаваться искушению не надо. Может убить", - спокойно говорит начальник участка и поясняет: метро имеет вторую категорию опасности. Хуже только атомные станции. Именно поэтому местных жителей после долгих дискуссии решили в шахту не спускать и ограничиться демонстрацией наземных сооружений. В частности, огромной лифтовой "трубы", обеспечивающей связь с подземельем. "Таких агрегатов на вооружении Метростроя еще не было", - хвастаются строители.
В отличие от жителей, Сергею Собянину и журналистам на "трубу" удалось не только посмотреть, но и воспользоваться ею по назначению. Для этого всем выдали специальное обмундирование, включая каски и резиновые сапоги. А также - по металлическому жетону. При спуске в шахту его нужно было оставить рядом с лифтом, а по возвращении вернуть вахтеру. "Если чей-то жетон останется висеть, мы будем знать, что вы заблудились в тоннеле", - пояснили строители. К счастью, "Фонвизинская" находится на начальном этапе строительства, и потеряться в ее подземельях пока сложновато. Пройдя 20 шагов по штольне, мы уперлись в известняковую стену, у которой ждали своего часа пустые вагонетки. "К сожалению, с грунтами нам не повезло, - сетует Марат Хуснуллин, - вот в Петербурге строить метро легко - там глины. А у нас подземные воды, пустоты, плавуны".
Такие сооружения как "Фонвизинская" возводятся в два раза дольше и обходятся бюджету вдвое дороже, чем станции мелкого заложения. Но другой альтернативы из-за высокой плотности застройки у строителей в этом районе не было. По словам ио вице-мэра, весь перегон от Марьиной Рощи до Петровско-Разумовской будет строится на большой глубине буро-взрывным методом. Далее до Селигерской возможна проходка механизированными комплексами. Именно такие стройплощадки планируется в первую очередь показывать жителям. "По-моему, безумно интересно посмотреть, как 100-метровая махина вгрызается в землю", - говорит Хуснуллин. При этом демонстрации подлежат стройки в активной фазе: просто заборами и котлованами строители хвастаться не собираются.
Такие объекты, по словам Собянина, есть в каждом округе: "Никто не ожидал, что мы такими темпами пойдем к реализации намеченных планов". Напомним, что программа строительства метрополитена недавно выросла: теперь к 2020 году планируется построить не 150, а 161 км новых линий, и 78 станций вместо 70. Перегон Марьина Роща-Бутырская-Фонвизинская -Петровско-Разумовская может быть введен в эксплуатацию в середине 2014 года, а его продолжение до Селигерской в декабре.