Власти бьют тревогу: Москве не хватает рабочих рук — умелых и надежных. Развитие бизнеса и производства в столице требует профессионалов, которые владеют своей специальностью не только теоретически (как большинство выпускников вузов), но и реально, на деле знают все нюансы своего ремесла. Недаром президент не раз подчеркивал, что важно поднимать статус рабочих профессий и возрождать рабочую аристократию. Этой весной у нас даже вновь появилось второе высшее звание России — Герой Труда РФ. «МК» решил узнать, как в Москве поддерживается и развивается начальное и среднее профтехобразование? Что город делает для того, чтобы молодежь выбирала не липовые «корочки» вузов-однодневок, а интересные, востребованные и хорошо оплачиваемые профессии?
— Профобразование в Москве — одно из сильнейших по регионам, — рассказала «МК» замруководителя Департамента образования Москвы Маргарита Русецкая. — Задача модернизации начального и среднего профессионального образования встала перед нами еще в начале 2000-х. За последние десять лет на эти цели в нашем городе было потрачено 7,5 млрд рублей, и теперь столичные колледжи представляют собой современные, прекрасно оборудование учебные заведения. Там же проходят курсы повышения квалификации для специалистов.
Как рассказал «МК» руководитель старейшего в Москве, основанного еще в 1870 году Александром II, политехнического техникума №2 Алексей Петрушкевич: «Мы стараемся не только дать ребятам хорошую профессию, но и привить интерес к жизни, любовь к родине, помочь найти себя в этом мире. Для меня хороший показатель, когда после занятий техникум не пустеет: учащиеся занимаются в кружках по интересам, на курсах или в нашем патриотическом клубе, участники которого разыскивают и ухаживают за могилами павших воинов. У нас город многонациональный, поэтому для желающих проходят и дополнительные занятия по русскому языку. Для пожилых людей мы проводим курсы компьютерной грамотности, где преподают наши молодые специалисты и выпускники. Так сохраняется связь поколений, и наши ребята в этом взаимодействии многому учатся сами».
Получить профобразование в Москве можно на любой вкус: только в подчинении Департамента образования находится 97 колледжей, где по более чем 90 рабочим специальностям обучаются 103 тысячи человек. Еще около 80 колледжей в подчинении у Департаментов культуры, спорта, здравоохранения.
— Развитие экономики города ставит перед системой профобразования важную задачу: привести количество и профильный состав выпускников в соответствие с запросами рынка труда, — продолжает Маргарита Русецкая.
Так, по прогнозам аналитиков, в среднесрочной перспективе Москве потребуется большое количество квалифицированных работников среднего звена с начальным и средним профобразованием для секторов городского управления, сферы услуг, IT-технологий, транспорта и коммунального хозяйства. Поэтому в колледжи, которые готовят по этим направлениям, конкурс не меньше, чем в вузы.
— У нас всегда много желающих учиться, — рассказывает руководитель Московского автомобильно-дорожного колледжа им. А.А.Николаева Светлана Некрестьянова. — До демографического спада было по 7—8 человек на место. Сейчас в среднем 2,5, но на какие-то специальности и по 3—4. Естественно, ведь наши выпускники нарасхват. У нас много социальных партнеров (например, с автомобильными фирмами сотрудничаем 15 лет), ребята проходят у них практику, получают сертификаты работодателей и после окончания колледжа идут работать к ним без всяких испытательных сроков.
Правда, новые реалии начального и среднего профобразования требуют серьезного подхода к учебе. По словам Светланы Яковлевны, немало учащихся у них отсеиваются, т.к. просто не справляются с современной программой обучения, не понимает, что дисциплина у них уже не школьная. И требования предъявляются как к взрослым людям, будущим профессионалам.
■ ■ ■
— В колледжах столицы ждут ребят, готовых осваивать профессию на современном уровне, — говорит Маргарита Русецкая. — Там используются инновационные программы обучения, которые разработаны совместно с работодателями (например, РЖД, Мicrosoft, Samsung). Для ребят это и хорошая практика, и профессиональное сопровождение опытных специалистов, и, в принципе, престижное будущее место работы. Показатели трудоустройства и зарплаты у выпускников колледжей сейчас выше, чем у ребят, закончивших, например, юридические, экономические факультеты вузов, — таких специалистов в нашей стране переизбыток. К тому же сейчас в колледжах работают опытные профессионалы, регулярно повышающие свою квалификацию. Часто выбор будущей профессии ребенка зависит от его родителей. А у них еще сохранился советский менталитет: профтехобразование — это плохо, а вуз, неважно какой — хорошо. Но, к примеру, многие успешные рестораторы говорят, что их бизнес можно понять только через колледж.
Как рассказала «МК» заведующая лабораторией гигиены профессионального обучения, труда и профориентации НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей РАМН, доктор медицинских наук Евгения Шубочкина, по их исследованиям, для молодежи сейчас очень важен престиж — и учебного заведения, и будущей профессии. И тут крайне негативно влияет на профессиональное самоопределение ребят запугивание учителей: будешь плохо учиться — пойдешь в колледж.
■ ■ ■
Сотрудники лаборатории Евгении Шубочкиной опросили более 600 учащихся колледжей, выясняя, по какому принципу ребята выбрали свою профессию. На первом месте у 46% опрошенных стоит интерес к выбранной специальности. 28% руководствовались мнением родителей. 20% просто не знают, почему сделали такой выбор, а 16% хотели быстрее стать самостоятельными и зарабатывать. На остальных повлияла реклама в СМИ, другие внешние факторы.
- По данным исследований, - резюмирует Евгения Ивановна, - у нас в стране трудится в соответствии со своими интересами не более 5% работающих, и это очень печально, например, в США таких людей 25%.
В Москве немало колледжей, где молодых людей стараются именно увлечь будущей профессией, нормальной трудовой жизнью:
— Мы принимаем и обучаем разных ребят, — рассказывает Алексей Петрушкевич. — У нас накоплен богатый опыт работы. Увлечь их можно только собственным примером.
Алексей Вадимович рассказывает, что больше всего у них ребят, желающих стать автомеханиками. Еще бы — крупнейшие автогиганты, такие как Ford и Crisler, выделяют им по 5 мест для стажировки. Но в этом техникуме думают не только о том, что востребовано сейчас, там создают или возрождают необычные, овеянные флером романтики профессии.
— Недавно мы стали готовить специалистов энергосберегающих технологий, — продолжает Алексей Петрушкевич. — Для практического обучения этих учащихся хотим сделать в техникуме единый комплекс: светодиодное освещение наших зданий будет получать энергию от солнечных батарей, расположенных на крыше. Также мы занимаемся подготовкой и переподготовкой специалистов, работающих на высоте. У мегаполиса большие потребности в таких — смелых и умелых — сварщиках, монтажниках, мойщиках окон. Но сейчас необходимы не только совсем новые профессии. Недавно мы стали учебной площадкой ЮНЕСКО, так как сохраняем и реанимируем «вымирающие» профессии. Например, с этого года ведем набор шорников. В Москве осталось всего три профессионала высокого класса, которые изготавливают амуницию для лошадей. Один из них будет обучать ребят в нашей только что созданной учебно-производственной мастерской. Шорники сейчас крайне необходимы: посмотрите, сколько в нашем городе прокатов лошадей, конных школ, центров, предлагающих иппотерапию. Еще у нас есть своя кузня. Сейчас в столице очень нужны специалисты малых архитектурных форм, кузнецы-реставраторы по черному металлу. Считаем, что важно дать человеку такую профессию, ремесло, которое и увлечет его, и всегда будет кормить и его, и его семью.
В последнее время в московском образовании наметилась тенденция к укрупнению учебных учреждений — сливают не только школы, но и техникумы, колледжи.
— Сейчас в нашем колледже занимается тысяча студентов, — рассказывает Светлана Некрестьянова. — Колледж у нас большой, и будет еще больше, — идет процесс присоединения к нам технико-экономического колледжа. Там обучают по специальностям, которые во многом коррелируют с нашими. Ребята от такого объединения только выиграют: станет больше интересных преподавателей, а выпускники экономического колледжа будут сразу же получать хорошее распределение.
В настоящее время в разгаре процесс формирования уникального для столицы многоуровневого, многофункционального, многопрофильного образовательного кластера, в котором москвичи смогут при желании учиться всю жизнь — с младых ногтей и до седин. После реорганизации технологического колледжа №14, к которому будут присоединены три колледжа (техникум художественных ремесел №59, колледж предпринимательства №15, Московский художественно-педагогический колледж технологий и дизайна) и две общеобразовательные школы (средняя общеобразовательная школа №274, школа с углубленным изучением английского языка №1380), а в будущем еще и четыре дошкольных учреждения, в этом комплексе будут учиться более 7 тысяч человек.
— Наш объединенный комплекс выстраивается как современная развивающая информационно-образовательная среда, — рассказал директор технологического колледжа №14 Юрий Мироненко. — Основное свойство такой среды — это доступность качественного обучения (с любого уровня и в любом возрасте). Почему, например, сейчас происходит объединение школ? Потому что есть в районе школа-лидер, куда все хотят попасть, а рядом — школы, в которые родители не хотят отдавать своих детей. Смысл всех интеграционных процессов, идущих в сфере образования, заключается как раз в том, чтобы обеспечить всем самое лучшее и качественное образование. Такие же процессы происходят и в нашем комплексе: у нас объединяются все ресурсы, и потому на более высоком уровне будет организован весь учебный процесс. Например, детсадовцы смогут заниматься лепкой и рисованием в творческих мастерских колледжей, а у школьников все уроки, связанные с технологией, будут проходить, можно сказать, в реальных условиях. Также у нас будут большие возможности для инициативы и активности самих учеников, их семей, работодателей и местных сообществ. Мы планируем, что благодаря этим изменениям москвичи получат качественное и современное профессиональное образование, максимальные возможности для выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий. Мы надеемся, что станем центром притяжения для всего населения нашего округа.
СПРАВКА "МК"
По данным Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, проводившего в мае—июне этого года опрос среди родителей 11-классников, большая часть выпускников планирует продолжать обучение в вузах (56%). Правда, это на 2% меньше, чем год назад. Учиться в средних учебных заведениях собираются 22% школьников (в мае 2012 года — 19%). Еще 12% родителей сообщили, что их дети пока не решили, куда идти после школы. По словам 2% респондентов, их дети после окончания школы не будут продолжать обучение, а сразу пойдут работать.