С дебаркадерами на протяжении последних 10 лет своего мэрства активно боролся Юрий Лужков. Последняя попытка покончить, как он выражался с «экологическими террористами», была предпринята в 2007 году, когда Мосэнергосбыт отключил все плавучие рестораны и гостиницы от электричества. Но на федеральном уровне экс-градоначальник тогда не имел весомого административного ресурса. По жалобе предпринимателей постановление горадминистрации было отменено Федеральной антимонопольной службой (ФАС), причем Мосэнергосбыту самоуправство обошлось в 30 млн руб штрафа.
Пришедший на смену Лужкову Сергей Собянин поначалу взялся проводить совершенно иную политику. В 2011 году мэрия заказала НИиПИ Генплана разработку отраслевой схемы размещения в акватории Москва-реки судов, плавательных средств нетранспортного назначения (дебаркадеров) и причальных сооружений, выделив из бюджета 44,7 млн руб. Глава Москомстройинвеста Константин Тимофеев говорил, что на базе старых барж и пароходов можно создать 5 тыс гостиничных мест, в том числе для обеспечения потребностей Чемпионата мира по футболу- 2018 года. «Свободных набережных у нас много, а подключить к электричеству и другим коммуникацим такой объект несложно», - пояснял чиновник. Источник в Москомархитектуре сообщил «МК», что схема в положенные сроки была разработана и даже прошла публичные слушания в некоторых столичных районах, например, в Гагаринском. Однако на Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК), которая дает «зеленый свет» всем подобным проектам, ее утверждать не стали. «Муниципальные депутаты ЦАО от имени жителей попросили мэра убрать все существующие дебаркадеры и запретить установку новых», - рассказал представитель ведомства. Свою просьбу народные избранники аргументировали тем, то плавучие пристани портят эстетический вид набережных, заражают Москва-реку отходами и являются пожароопасными объектами (в свое время сгорели плавучие рестораны «Мама Зоя» и «Викинг»).
Ио вице-мэра Максим Ликсутов в выходные подтвердил эту информацию. По его словам, по итогам встречи Собянина с депутатами, всем уполномоченным ведомствам были даны соответствующие поручения. «В ближайшие две недели необходимые решения должны быть приняты на правительстве Москвы», - сообщил чиновник, подчеркнув, что стоянка дебаркадеров вдоль набережных Москва-реки будет запрещена.
Как выяснил «МК», проще всего мэрии будет воспрепятствовать выдаче новых разрешений на установку плавсредств. Если во времена Лужкова оформлением лицензий на пользование акваторией Москва-реки занималось Московско-Окское бассейновое управление, не подчинявшееся горадминистрации, то сейчас это полномочие передано в Департамент ЖКХиБ. Сложнее будет разобраться с уже выданными разрешениями, многие из которых имеют срок действия до конца 2020-2025 годов. Тут не исключены суды, а также повторные обращения предпринимателей в ФАС. Впрочем, у мэрии уже есть опыт борьбы с розничной торговлей. А раз справились с тысячами киосков, значит справимся и с сотней дебаркадеров, рассуждают чиновники. Многие старые баржи были реконструированы без соответствующих разрешительных документов, а значит их можно подвести под постановление о самовольном строительстве и вынести предписание о сносе лишних конструкций. Кроме того, у плавучих ресторанов могут отобрать лицензии на торговлю алкоголем, что сразу сделает их бизнес убыточным.