Ледовый дворец «Мегаспорт» вместимостью 14 тыс. человек был построен на Ходынском поле к чемпионату мира по хоккею 2007 года. На этой площадке традиционно проходит Кубок мэра, однако в этом году он скорее всего состоится в «Лужниках». Причина — появившиеся в здании дворца трещины. Обследование, проводившееся в начале года, выявило 63 серьезных дефекта, включая деформацию несущих конструкций. Что именно случилось с объектом, без проблем проработавшим шесть лет, пока непонятно. Г-н Пахомов вчера заявил, что для установления истины потребуется новое обследование. Ранее звучали предположения, что здание просело из-за начавшегося на Ходынском поле интенсивного строительства: рядом с «Мегаспортом» возводится торговый центр площадью около 200 тыс. кв. м и станция метро Третьего пересадочного контура мелкого заложения. Однако, по мнению Пахомова, основная причина появления дефектов — ошибки проектирования. «Я не могу сказать, будут ли там проходить соревнования в этом году. Нужно дождаться результатов обследования, сделать проект усиления конструкций, провести торги и найти подрядную организацию. Сколько на это уйдет времени, сказать сложно», — заявил он. По некоторым оценкам, ремонт «Мегаспорта» обойдется бюджету в 500 млн руб. при общей стоимости строительства объекта 2,7 млрд руб.
Всего за первое полугодие 2013 года Мосгосстройнадзор оштрафовал строителей на 185 млн руб. Это на 75 млн больше, чем за аналогичный период прошлого года. Порядка 36% штрафов выписано за дефекты качества строительства, влияющие на безопасность зданий. Остальное — нарушения при содержании стройплощадок и самовольное строительство. За «самоволку», по словам Пахомова, предусматриваются самые большие взыскания — от 500 тыс. до 1 млн руб.
С этого года обследованием строящихся объектов в Москве занимается специальный Центр экспертиз, в состав которого входят 7 «полевых» лабораторий. В частности, лаборатория тепловизионного обследования позволяет проверять энергоэффективность столичных новостроек в любое время года прямо на стройплощадке. Для этого конструкции помещаются в специальную камеру, где создается перепад температур, и сканируются тепловизором. По словам директора Центра экспертиз Виктора Егорова, проверку своих домов на энергоэффективность могут заказать и сами жители (кстати, закон требует проводить такой мониторинг каждые пять лет). Но это довольно дорогое удовольствие — 800 тыс. руб. с дома.
Помимо жилья лаборатории тщательно обследуют все транспортные объекты, строящиеся в городе. Однако сколько послужат москвичам обновленные магистрали и развязки, Пахомов сказать затруднился. «Дело в том, — пояснил он, — что нормативных документов, регламентирующих сроки эксплуатации дорог, нет, а в СНиПах заложены устаревшие показатели по нагрузкам и интенсивности движения». По словам главы Мосгосстройнадзора, долговечность асфальтовых покрытий напрямую связана с трафиком. Например, Звенигородское шоссе, по которому проезжает сравнительно немного машин, эксплуатируется без ремонта уже 6 лет, тогда как левая полоса МКАД истирается до основания меньше чем за год. «Требования надзорных органов к строителям изменятся после того, как будут усовершенствованы нормативы», — подчеркнул Пахомов.