Как рассказал в понедельник в ходе заседания комиссии по культуре МГД ее председатель, депутат Гордумы Евгений Герасимов, сегодня от москвичей исходит очень много предложений на предмет присвоения тех или иных названий какому-либо объекту города. Однако на переименование улиц, площадей и пр. власти идут редко. Объясняется это тем, что жители привыкли даже к самым вопиющим названиям. Например, в городе до сих пор есть станция метро, названная в честь большевика-террориста Войкова, Большая Декабрьская улица, названная в честь кровавого восстания 1905 года (ее историческое название — Большая Ваганьковская).
— А в это время в Москве уже сложилась своего рода очередь из знаменитых соотечественников, которые, по мнению горожан, должны быть представлены в столичной топонимике. Это, например, Евгений Светланов, Владимир Высоцкий, Сергей Михалков, Иван Шмелев, Мстислав Ростропович, — говорит Евгений Герасимов.
Нередко жизнь выдающихся людей связана с центральными районами столицы — и их родственники выступают против того, чтобы память их знаменитых родных была увековечена где-нибудь на окраине. Выход, кажется, найден: просто ввести в городе новую топонимическую единицу — сквер. Это откроет широкое поле для новых наименований. Как отметил представитель Комитета общественных связей города, в найденном им определении сквером называют озелененную территорию для отдыха и транзитного перемещения пешеходов площадью от 0,15 до 2 га. «Топонимика служит для создания адресных ориентиров, а сквер уже расположен на том или ином географическом объекте, например бульваре или улице. Например, Пушкинский сквер назван по Пушкинской площади», — отметил представитель департамента и добавил, что активисты одного интернет-портала обнаружили в Москве более 150 проектируемых проездов без имен. Один из них уже решено назвать именем Уго Чавеса. Возможно, ко Дню города еще один проезд в районе Черемушки назовут именем Владимира Высоцкого.
Представители Москомархитектуры тем временем инициативу депутата Герасимова поддержали. Однако отметили, что в городе есть традиция называть скверы именами близлежащих памятников. «Главное, чтобы эта традиция не стала законом», — подчеркнули в Москомархитектуре.
Горячо поддержали идею депутата и в московском Союзе журналистов. Как отметила первый секретарь Союза Людмила Щербина, есть немало трагически погибших известных журналистов, имена которых до сих пор не увековечены в столичной топонимике. Это, например, Артем Боровик, Дмитрий Холодов, Анна Политковская. «Я очень рада, что эта тема обсуждается — она давно назрела. У нас есть много знаковых имен, которые достойны того, чтобы в честь них были названы столичные скверы», — сказала Людмила Щербина. В свою очередь депутат Герасимов заявил, что как только поправки в закон примут (а обсуждать документ Дума будет уже 10 июня) — он будет ждать списка предложений от Союза журналистов Москвы.