— Архитекторы — люди мирной профессии. Но они активно участвовали в защите Москвы, — сказал на торжественном открытии экспозиции замначальника ГлавАПУ Москомархитектуры Евгений Любимов. — Манеж и Большой театр во время войны маскировали, «превращая» в несколько зданий. Мы об этом слышали студентами во время учебы, а вот проект видим впервые.
Любопытно, что монументы в честь Победы проектировались задолго до окончания войны. Советские идеологи для поддержания духа граждан организовывали парады, выставки трофейной техники, сбитых самолетов. А архитекторы рисовали контуры будущей Победы в эскизах и проектах. Первый памятник, например, был задуман в 1941 году, когда шла битва за Москву. Однако путь от идеи до воплощения занял долгие годы — первый в столице России памятник Победе появился только в 1995 году на Поклонной горе.
— На самом деле история знает много примеров, когда памятники Победе проектировали и даже строили загодя. В этом нет ничего необычного. Римляне возводили триумфальные арки. Гитлеровцы привезли с собой в Москву гранитные плиты, чтобы из них возвести монумент, как они думали, своей победе. Сейчас этими гранитными плитами облицованы дома на Тверской улице, — делятся организаторы выставки.
Другое дело, что предложения московских архитекторов отличались экстравагантностью, гигантизмом и некоторой наивностью. Несколько высотных стел должны была располагаться в Лужниках и в городах-героях. В основном же памятники предлагалось сооружать в самом сердце столицы, со сносом или перемещением Исторического музея, ГУМа, Торговых рядов.
— Представленные проекты заведомо не могли воплотиться в жизнь, потому что каждый из них уничтожал бы центр Москвы, — уверен старший научный сотрудник НИиПИ Генплана Москвы Леонид Вайнтрауб.
Уже после победы, в 1947 году, архитектор Нанушьян представил на имя Сталина записку с проектом монумента «Трибуна побед русского народа». Автор хотел показать историческую ретроспективу с 1500 до 1945 года. Памятник предполагалось возвести на Красной и Манежной площадях. Монумент высотой 50 метров должен был вознестись напротив Спасской башни Кремля, на Лобном месте. Для реконструкции Красной площади требовался снос здания ГУМа как «не представляющего художественной ценности». Предполагалось стереть с лица земли здание Исторического музея, а сам музей перевести в Манеж.
Скульптор Меркулов предложил для постамента памятника использовать Сенатскую башню Кремля: «Нужно сделать радикальное переустройство и поставить фигуру Ленина на этой башне... и Мавзолей включить в комплекс». Другие архитекторы на обсуждениях предлагали поставить на башне также и гигантского Сталина — «чтобы было две фигуры, как «Рабочий и колхозница» у Веры Мухиной. Мухина, правда, была против. Архитектор Чечулин считал целесообразным снести Исторический музей: «здание, безусловно, дрянь».
Интересно, что небольшая часть нереализованных проектов столичных архитекторов успешно воплотились уже в наше время. Но — не в нашей стране и не нашими зодчими.
Так, во время Великой Отечественной войны архитектор Георгий Градов задумал проект башни-«огурца». Спустя десятки лет весьма похожий проект Норман Фостер воплотил в Лондоне. «Ни в коем случае не думаю, что Фостер «подсмотрел» идею здания — хотя бы потому, что проект хранился в архивах, — говорит организатор выставки, занимавшаяся подбором материалов из архива, Наталья Логинова. — Просто идеи витают в воздухе. Кроме того, Градов мечтал сделать столицу городом башен. Первые эскизы он делал в своей фронтовой тетради в 1942 году. В XXI веке в столице появился Москва-Сити».
Остается добавить, что в экспозиции представлены материалы из Российского государственного архива социально-политической истории и Центрального государственного архива Москвы.