По нормативам такие работы, как реконструкция площади Тверской Заставы, должны идти как минимум 4,5 года. «Однако правительство Москвы ставит очень сложные задачи, требуя ускорить строительство», — говорит замдиректора Мосинжпроекта Генрих Абрамсон. Итоговый срок работ определится на конкурсе, однако, по словам и.о. главы стройкомплекса Марата Хуснуллина, больше чем два года подрядчику не дадут. К осени 2015 года на небольшом пятачке необходимо построить 4 эстакады и паркинг на 1100 машиномест. Он будет обслуживать как пассажиров Белорусского вокзала, так и посетителей многофункционального центра, который власти разрешили построить взамен торгового комплекса под самой площадью.
— Раньше в подземном пространстве планировалось разместить 4—5-уровневый торговый центр, — напоминает Абрамсон, — инвестор уже приступил к возведению ограждающих конструкций, но в 2011 году мэрия приняла решение прекратить реализацию проекта.
Оставшиеся от прежней стройки ограждающие конструкции теперь планируется использовать при сооружении паркинга. Его стоимость оценивается в 2 млрд руб., и, по словам Хуснуллина, власти по-прежнему рассчитывают, что эти деньги вложат частные инвесторы. В качестве компенсации в проекте предусмотрены 10 тыс. кв. м подземной «пешеходной зоны», на которой могут разместиться магазины и заведения общепита.
Наиболее масштабное строительство развернется в районе Тверского путепровода, связывающего Ленинградку с центральной частью города. «Основная задача — выпустить и принять транспорт на Тверскую-Ямскую улицу», — поясняет Абрамсон. Сам путепровод перестраивать не планируется. Его ждет реконструкция с укреплением несущих конструкций. После завершения работ он будет использоваться только для движения из области в центр. К путепроводу должны примыкать две новых эстакады — по одной машины смогут заезжать на подземный паркинг, по другой — на 2-ю Брестскую улицу.
Движение из центра в область планируется запустить по новой навесной дороге, которая примет потоки машин с Бутырского Вала, Грузинского Вала, Лесной улицы, а также посредством еще одной эстакады с 1-й Брестской улицы. В первоначальном варианте эта дорога насчитывала 4 полосы и проходила в 14 метрах от жилых домов, нависая перед окнами на уровне 4—5-х этажей. Однако после массовых протестов жителей, грозивших перекрыть движение на Ленинградке, чиновники утвердили более гуманный, с их точки зрения, проект. Со стороны проспекта новый путепровод стал уже и короче.
Впрочем, людям все равно не позавидуешь. Если сейчас под их окнами проходит только одна дорога, то в перспективе их будет три: сама Ленинградка, новый путепровод и местный проезд под ним. Неудивительно, что, по данным риелторов, стоимость престижных квартир в самом начале Ленинградского проспекта заметно упадет.
Чиновники, в свою очередь, уверяют, что не так страшен черт, как его малюют. По их мнению, отсутствие пробок улучшит экологическую ситуацию в районе Белорусского вокзала, а у жителей появится новое место для досуга. Площадь перед вокзалом благоустроят, засадят деревьями, а также вернут на место памятник Горькому, пообещал префект САО Владислав Базанчук.