Сначала о «подвешенном билете». Эта программа — аналог красивого итальянского обычая под названием «подвешенный кофе», когда посетители кафе платят, скажем, за 5 чашек напитка, а выпивают только две. Оставшиеся три чашки остаются «висеть» до востребования. Их может выпить любой посетитель, который по каким-либо причинам не имеет возможности заплатить за себя. Эта традиция помимо очевидной социальной направленности делает заведение весьма популярным в глазах клиентов.
То же самое может появиться и в общественном транспорте столицы. Только вместо кофе потенциальный пассажир получит бесплатный билет.
«У нас в планах есть возможность разработки программы лояльности для пассажиров — с использованием «подвешенных билетов», розыгрышей лотерей. Это позволит людям быть более частыми пользователями общественного транспорта», — рассказал «МК» первый зам руководителя Департамента транспорта столицы Евгений Михайлов.
Что касается эксперимента со снятием турникетов на 17-м трамвайном маршруте, он продлится до середины августа. И, как надеются транспортники, не окажется провальным.
С 1 июня входить и выходить пассажиры могут через все двери (у каждой установлен валидатор). Специалисты убрали несколько «двойных» остановок, которые прежде работали на посадку и на высадку. Дабы не соблазнять пассажиров прокатиться «зайцами», транспортники увеличили на 17-м маршруте количество бригад контролеров, при этом добавили в каждую сотрудников полиции.
Почему выбран именно этот маршрут? Как объясняют специалисты, он протяженный, один из самых загруженных, на нем есть разные типы остановок, им пользуются самые разные люди: одни едут до метро, другие преодолевают почти все расстояние. В общем, он охватывает все типовые модели поведения пассажиров.
Кстати, не каждый москвич знает, что нельзя оплачивать проезд нескольких пассажиров одним билетом. Речь идет не только о едином проездном, а о любом — хоть на 5 поездок, хоть на 10, хоть на 20. Даже если, например, жена честно прокатала через валидатор билет на 10 поездок и за себя, и за мужа, и за ребенка, по неписаному закону транспортных чиновников семье придется заплатить двойной штраф — две тысячи рублей. Потому как честным пассажиром в данном случае считается только женщина: у нее талончик есть, а у мужа и ребенка — нет.
— Контролеры пользуются специальными устройствами, которые определяют время входа в салон транспортного средства. И считывать это устройство может только последнюю строчку в билете, — объяснили «МК» в Департаменте транспорта Москвы. — Да, валидатор отмечает каждый проход — не важно, пусть по одному билету пройдут хоть десять человек. Но устройство контролера этого не увидит. А нет билета — нет оплаты....
— В первый день эксперимента, 1 июня, я специально проехал по этому маршруту в обе стороны, чтобы посмотреть, как реагируют люди, как работают контролеры, — говорит Евгений Михайлов. — Пассажиры не верят, что можно свободно входить во все двери, хотя мы везде повесили объявления, я им объяснял. Люди оплачивали проезд честно — сэкономить, по крайней мере при мне, никто не пытался. Понятно, что турникеты вводились в период, когда нужно было повысить собираемость платежей. Сейчас, наверное, другая история. У нас есть ощущение, что москвичи поймут, что проще заплатить, но жить без турникетов. Хотя, конечно, нужно посмотреть, какая ситуация складывается в будни, когда ездит основной поток пассажиров.
— Для чего вы решились на этот эксперимент?
— Мы заказали новый, современный трамвай длиной 30 метров, с 4 дверями. Надо найти технологию, при которой такой трамвай будет работать без турникетов. Вообще рельсовый транспорт ждут большие изменения. Мэр Москвы в прошлом году принял программу по модернизации 240 км трамвайных путей к концу 2014 года. Утвержден проект скоростного трамвая по шоссе Энтузиастов с продлением до Ивановского и Южного Измайлова. Цель — провести максимальное обособление трамвайных путей и расшить все узкие места на улицах, где трамваи останавливаются и пересекают перекрестки. Будут созданы даже эстакады.
— А если выяснится, что люди не платят на 17-м маршруте, — что вы будете делать?
— Есть целая система оценки успешности эксперимента. Очевидно, что после снятия турникетов увеличится скорость трамваев, а следовательно, потребуется их меньшее количество на маршруте — это тоже важно. Но все-таки, если ближе к концу эксперимента выяснится, что турникеты — единственное средство, побуждающее наших граждан платить, мы будем считать, что эксперимент провален. Хотя, повторюсь, мы надеемся, что люди понимают необходимость платежа.
Если эксперимент признают удачным, турникеты в первую голову уберут из трамваев. Кстати, это не так просто, как кажется: нужно менять количество подвижного состава, дооснащать салоны валидаторами, перенастраивать работу контролеров, привлекать силы полиции. Постепенно эта технология будет распространяться на остальные виды транспорта: троллейбусы и автобусы.
— Мы должны решить три глобальные задачи, чтобы город поехал, — добавляет Евгений Михайлов. — Сейчас средний москвич тратит в одну сторону 67 минут при поездке на общественном транспорте и 66 минут — на личном авто. Поэтому первая, ключевая, задача — сократить время поездки до 50 минут. И сделать так, чтобы доля людей, которые тратят на дорогу меньше часа, выросла до 80–85%. Вторая задача: количество единиц общественного транспорта в Москве должно быть увеличено в полтора раза, чтобы и интервал движения существенно сократился, и комфортность повысилась. И третье: хотим мы или нет, но количество машин, которые едут в час пик в центр, нужно сократить на одну треть. Все городские программы направлены на решение этих задач.