Как изобрести Велоночь?

Московское ноу-хау прокатилось по миру

«Меня трудно найти на Фейсбуке — слишком распространенное имя», — говорит Сергей Никитин. Зато в мэриях нескольких ведущих столиц москвича отлично знают в лицо и вряд ли с кем спутают. Сергей — создатель «Велоночи», «культурологического шоу с архитектурно-спортивным уклоном». За 6 лет «Велоночь» прокатилась по Москве, Петербургу, Риму, Нью-Йорку, Лондону, Стамбулу. Впереди — Рио-де-Жанейро и десяток новых заявок. Своей историей успеха Сергей, как и еще ряд предпринимателей, поделился с участниками финальной весенней Event-сессии для малого бизнеса в коворкинг-центре «Нагатино».

Московское ноу-хау прокатилось по миру

Event-сессия — завершающее мероприятие цикла бизнес-форумов, конференций, тренингов и ярмарок, которые организовывали для столичных предпринимателей в «Нагатино» с марта по май. В роли спикеров наряду с классическими экспертами от Торгово-промышленной палаты, «Сколково», крупных банков, Правительства Москвы выступили и довольно неожиданные фигуры: поэт Владимир Вишневский; «идеолог сетевых СМИ», завкафедрой новых медиа и теории коммуникации журфака МГУ Иван Засурский. На «десерт» созвали успешных стартаперов: представить проекты и поделиться опытом.

Случай Сергея Никитина — яркий пример того, как удачная идея помогает собрать команду и организовать интересное и выгодное дело. Начиналось все еще в 97-м году, когда Сергей с парой-тройкой сокурсников с истфака МГУ решили устраивать дружеские прогулки по Москве, изучали архитектуру конструктивизма. Со временем знаний и попутчиков прибавлялось, маршруты становились все насыщеннее, обширнее. Тогда пересели на велосипеды (чтобы сохранить ощущение прогулки на свежем воздухе), а экскурсии сдвинули на ночь (когда улицы свободнее). Сейчас подготовка к каждому новому «гранд-туру» по городам мира занимает около года: в библиотеках поднимается редкая краеведческая литература, привлекаются серьезные академические исследователи (филологи, историки, искусствоведы), ищутся известные «провожатые» (например, про историю «Мосфильма» участникам московского велозаезда рассказывал режиссер Эльдар Рязанов). А кроме того, надо уладить массу оргвопросов — от переговоров с мэрией, полицейскими и медиками до наладки ночного освещения и прямой радиотрансляции (поскольку участники велопрогулки теперь исчисляются сотнями и тысячами, о достопримечательностях в режиме реального времени им рассказывают по радио, у всех велосипедистов есть мини-приемники и наушники). Недавняя «Велоночь» в Стамбуле собрала около 4 тысяч человек и была названа чуть ли не главным событием года.

Принципиальная позиция Сергея — мероприятие открыто для всех желающих и бесплатно. А зарплату коллективу (сегодня в него входят и дизайнеры, и продюсеры, и переводчики) покрывают спонсоры и частные заказы на другие культурно-просветительские проекты.

— Как человек творческий, который ближе к миру искусства, я не был психологически готов к бизнес-схемам, — вспоминает Никитин, — но в какой-то момент встал вопрос о том, что взаимодействовать с партнерами удобнее, если есть юрлицо, и я зарегистрировал ИП. Так что проект сам подвел к новым задачам, мы учимся работать с коммерческим сектором. «Велоночь» запатентована в разных странах.

Александр Левенштейн привез в Нагатино техническое ноу-хау. Его проект StopSleep («Не спать!») вошел в число 50 лучших российских стартапов по одному из рейтингов. Маленькое устройство, похожее на два соединенных между собой кольца, надевается на пальцы и фиксирует изменения проводимости кожи. Если человек утомился и начинает засыпать, прибор издает громкий сигнал и вибрирует. Сфера применения такого чудо-перстня довольно широка: для водителей-дальнобойщиков, таксистов, охранников и даже чиновников и ученых, которые иной раз часами сидят на совещаниях.

— Прибор работает по принципу, схожему с действием полиграфа («детектора лжи»). Идея StopSleep родилась благодаря общению со знакомыми из Института психологии РАН, — говорит Левенштейн. — В начале пути самым сложным казалось найти финансирование. Но с этим справились, технические проблемы решили, договорились о выпуске продукции с одним оборонным предприятием. А вот камнем преткновения стали продажи: найти в команду умелых распространителей нелегко. Приходят агенты, обещают, что от клиентов отбоя не будет, а выходит, я самостоятельно больше реализую.

Нехватка навыков продаж и презентаций все еще характерна для многих отечественных предпринимателей. И этот вопрос также не обошли в «Нагатино», подсказав некоторые приемы.

— Знаете, в Англии есть такое интересное мероприятие — форум директоров по коммуникации: поставщики разных фирм оплачивают 3-дневный круиз на корабле, куда бесплатно приглашают потенциальных крупных клиентов, а взамен получают возможность несколько минут поговорить с каждым из них и убедить в важности своего товара, — рассказал «МК» Виталий Расницын, заместитель оргкомитета Event-сессии. — Вот и наша задача — помочь представителям малого и среднего бизнеса найти свежие полезные форматы работы. Коворкинги Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы — отличная площадка для этих целей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру