По свистку машиниста штабной состав РЖД медленно тронулся от станции Пресня в сторону Лихобор. Городских чиновников не случайно решили провезти именно в этом направлении: позади, на западе и юге, территории вполне себе благополучные. Никакого сноса в ЗАО, ЮЗАО, ЮАО и ЦАО при строительстве железнодорожной инфраструктуры, необходимой для запуска пассажирского движения на МК МЖД, не требуется. А вот на севере – беда. Вся полоса отвода плотно застроена плоскостными стоянками и гаражными боксами. На территории САО их 1815, в СЗАО – 980. А всего на 38 га земли, зарезервированной под строительство третьего главного пути, расположены 4019 объектов недвижимости, из них 3923 гаражных боксов и 96 иных объектов – производственных корпусов, складов, автосервисов и т. д. Из окна штабного вагона зрелище открывается, прямо скажем, малопривлекательное: будто едешь по какой-то вороньей слободке, а не по столичному мегаполису.
Снести все мешающие строительству объекты железнодорожники рассчитывают до конца 2013 года. Если не успеют – поставят под угрозу сроки реализации проекта. Как уже не раз сообщалось, пассажирское движение по всему МК МЖД должно быть запущено в четвертом квартале 2015-го года. При этом на станциях, имеющих выход на метро и пригородные железнодорожные направления, необходимо построить хотя бы первые очереди ТПУ, чтобы облегчить пересадки. Сносить гаражи планируется по следующей схеме: если есть правоустанавливающие документы – владельцам заплатят компенсацию, если нет – без всяких выплат по решению суда. Никаких альтернативных капитальных парковок для владельцев гаражных боксов, как это было в свое время при строительстве участка Четвертого транспортного кольца, создавать не планируется. Однако в будущем автомобилисты смогут найти пристанище в паркингах, расположенных в составе тридцати одного ТПУ. Всего в них предусмотрено размещение 13,8 тысяч машиномест.
Глава департамента транспорта Максим Ликсутов пояснил, что запуск пассажирского движения по МК МЖД позволит повысить транспортную доступность промышленных и коммунальных зон и приведет к их развитию. «Вороньих слободок» в будущем не будет. На их месте, судя по картинкам, представленным железнодорожниками, вырастут офисные центры, гостиницы и магазины. Помимо машиномест, в ТПУ размесятятся 466 тысяч кв.м деловых площадей, 327 тысячи кв.м торговых помещений и 45 тысяч кв.м отелей. Самыми крупными станут пересадочные узлы на станциях «Ботаническая», «Ярославская», «ЗИЛ», «Сити», «Песчаная» и «Николаевская».
Сергей Собянин подчеркнул, что главная цель реконструкции кольца – «создание, по сути дела наземного метро, которое будет ходить через каждые пять минут». Для МК МЖД планируется закупить принципиально новый подвижной состав: 330 вагонов (100 пар поездов), имеющих три двери и пространство для провоза велосипедов в начале и в конце состава. В новый поезд должны помещаться 1250 человек (сейчас максимум 1088 человек). На первом этапе – в 2016 году – МК МЖД будет перевозить 50 млн. пассажиров, однако к 2020 году пассажиропоток увеличится больше, чем в 5 раз, до 280 млн. человек. Основными центрами притяжения пассажиров станут Москва-Сити, Бизнес-парк Нагатино и район площади Гагарина. Грузовые перевозки тоже останутся (для этого-то и нужен третий главный путь), но только ночью. Товарняки будут обслуживать энергетиков, нефтеперерабатывающие предприятия, машиностроителей и городские стройки, а весь транзит уйдет в Подмосковье, обещают в РЖД.
График работы кольца предполагается привязать к столичному метрополитену, для оплаты проезда будет использоваться карта «Тройка». В будущем на МК МЖД смогут заезжать пригородные электрички: это позволит пассажирам без дополнительных пересадок добираться с запада на восток или с севера на юг Московского региона. Так же там будут останавливаться поезда дальнего следования. «Не всем пассажирам нужно ехать в центр до вокзалов. Тем, кому удобно выйти в срединном поясе города, нужно предоставить такую возможность», - говорит Ликсутов, ссылаясь на опыт западноевропейских городов.